ru   be   en   de    
Поиск по сайту :
telegram   telegram   telegram   telegram   instagram
 
 
Речица.BY » Культура » Хормейстер Речицкого ГДК Тамара ДУБОВЕЦ: «Ни разу не пожалела о своем выборе»
Хормейстер Речицкого ГДК Тамара ДУБОВЕЦ: «Ни разу не пожалела о своем выборе»
12 сентября 2017

Пятьдесят лет – срок немалый. За пять десятков лет происходит много изменений даже в истории любого государства. Для человека же пятьдесят лет – значимый и значительный отрезок жизни. Ровно полвека возглавляет народный ансамбль песни и танца «Дняпро» Тамара Даниловна ДУБОВЕЦ. За это время коллектив заслуженно и бесповоротно стал одной из визитных карточек нашего города.

Придя на встречу с Тамарой Даниловной в Городской дворец культуры, давно и прочно ставший вторым домом для хормейстера, удалось застать во время репетиции и ее мужа – Александра Николаевича, знатного баяниста, с которым Тамару Даниловну свела судьба именно в «Дняпро». И вот уже сорок один год они вместе.

– В нашей среде есть такая шутка, что один культработник в семье – это беда, а два – это вообще конец света, – улыбается Тамара Дубовец. – И работа непредсказуемая, ну и заработки не самые высокие.

Но для творческой натуры проблемы материального плана отходят на второй план, когда речь идет об искусстве. Под крылом Тамары Даниловны нынче 60 человек: 28 – в ансамбле «Дняпро» и 32 – в народном хоре ветеранов войны и труда.

«Дняпро» на распутье


alt

Когда юная 22-летняя выпускница Гомельского музыкального училища Тамара Дубовец пришла в коллектив, он уже имел достаточную славу в городе. И не только в нем. То время ознаменовалось открытием в Речицком районе месторождений нефти. Естественно, это нашло отражение и в творчестве «Дняпро», исполнявших вокально-хореографические композиции, так или иначе связанные со столь важным событием в жизни города: «Сбылась, сбылась мечта народная…», «Нафтавікі», «Радость белорусских нефтяников». А затем руководитель хорового ансамбля уехал в Ленинград. Года два-три «Дняпро» прожил в неопределенности. Руководители менялись, не задерживаясь дольше, чем на полгода.

Ансамбль уже успел получить звание народного, имел опыт постановки масштабных проектов, как, например, опера «Ведрица» и оперетта «Свадьба в Малиновке». Но постоянная смена руководителей, тяготеющих больше к академической манере исполнения, вносила лишь ломку коллектива, все более нуждавшегося в стабильности и окончательном самоопределении.

Приход молодого, но амбициозного руководителя позволил ансамблю сделать уверенный шаг навстречу творческой стабильности. Душа Тамары Даниловны всегда стремилась к народной манере исполнения. Упор на народную музыку она решила сделать и в доверенном ей коллективе. И дело спорилось, хотя нужный результат пришел не сразу. Ансамбль долго искал свою дорогу. Иной раз на репетициях задерживались и до ночи. Предстояло изменить академическое пение на народное. Перестройка заняла лет десять. Училась и сама Тамара Дубовец, получившая в училище классическое академическое образование. Да и во всей Беларуси не было отделения народного пения. Вот и пришлось методом проб и ошибок, интуитивно выстраивать работу, ведь в личном портфолио имелся разве что только опыт пения в народном хоре при ПДО еще в школьные годы.

Коллектив за один день не строится

«Приняли меня в коллективе хорошо, – вспоминает Тамара
Дубовец. – Основной костяк ансамбля составляли мои ровесники, лишь несколько человек были немного постарше. Трудности были в другом. «В «Дняпро» тогда было около 40 человек. Брали всех. Так вот, когда они запели, думаю: «Мама моя милая». Особенно это касалось парней. Некоторые были вообще без слуха. Кто-то гудит, кто-то сипит. Но жили мирно. Проблем и столкновений не было».

Но при построении коллектива с кем-то все же пришлось расстаться. «А у меня такой характер, что мне было их жалко, неудобно было сказать: «Слушай, не ходи», – признается Тамара Дубовец. – Тогда к нам много парней приходило (а куда им было еще деваться?). На репетиции гудят и гудят. Хотя нам в училище всегда говорили, что нет людей неталантливых – слух можно развить. Но вообще-то это касалось ребенка. С подобными взрослыми я столкнулась впервые. Старалась найти хотя бы один звук, который они смогут правильно воспроизвести. Кто-то тихо-мирно уходил сам, а кого-то удалось и развить. Был такой Мишка Герчиков. Он всегда обижался, что его, так как он был маленького роста, всегда ставят сбоку, на подставку. Он так хотел петь. И в итоге худо-бедно запел».


alt

Говоря о «Дняпро» образца 2017 года, Тамара Даниловна сетует, что молодежи стало в коллективе меньше: видимо, время такое. Костяк составляют те, кто вместе с Тамарой Дубовец работает уже лет 20–25. Они уже пенсионеры, хоть и пенсионеры молодые, как отмечает Тамара Даниловна. Имеется прослойка и из сорока-пятидесятилетних. Самый младший – тридцатилетний Алексей Безруков. Присмотрели его в Озерщине. «Самоучка, но голос у него хороший. И сам парень неплохой, – отмечает Тамара Дубовец. – Через полгода занятий он признался, что петь ему стало намного легче. А до этого он пел только в школе. Но, представляете, что там было за пение. И где вообще у нас в городе можно научиться вокальному исполнению? У меня же пятиголосие. Мне нужно, чтобы каждый пел свободно и не боялся, когда рядом стоящий поет что-то другое. Это сложно. Нужно развивать гармонический слух, умение слышать музыку.

Я часто слышу в Речице молодых людей с хорошими голосами, но абсолютно не желающими учиться и развиваться. А зачем? Есть же интернет, скачают любую фонограмму. И поет, даже если эта песня ему совершенно не подходит. Один неплохой тенор при мне едва не надорвал голос. Я приглашала его к себе, но… У многих такое представление, что хор – это что-то неинтересное. Но это такое красивое созвучие».

Профессионализм в самодеятельности

Отдельной статьей в творческом пути Тамары Даниловны стоят баянисты. Все как один были профессионалами. «Когда я пришла, был Алексей Иванович Вишняк. Какой баянист! Он был и композитором. Участники же прекрасно понимают, когда музыкант хороший. Душа радуется. Или Дубовец, с которым меня судьба свела. Он закончил музыкальное училище и год отработал в Василевичах в музыкальной школе. Но не преподаватель он! Он исполнитель. Музыкант от Бога. Не потому, что мой муж. Он имеет абсолютный музыкальный слух. Что бы я без него делала? Все, что мы поем, – это его работа».

Под руководством Тамары Даниловны работают самодеятельные артисты, но она уверена, что некоторые из них могли быть дать фору и профессионалам. «Например, такого дуэта, как муж и жена Малухи, в республике больше нет», – утверждает Тамара Дубовец.

Но есть и другая сторона самодеятельности. «Иной раз приходится туго: нужно уговаривать, искать подход. Это так всегда выматывает. Вот я говорю: «Нужно выступать», – а она мне отвечает: «А мне нужно копать картошку». Кто-то заболел, кто-то – на работе. Но мы же не можем позволить себе выступить ненадлежащим составом. Марку же нужно держать. Мы же не можем гнать ширпотреб».

За 50 лет через руки Тамары Дубовец прошло немало самородков. В первую очередь она выделяет мужчин-баритонов. «Всегда говорили, что Речица славится своими мужиками, – рассказывает наша героиня. – Был Василий Ефимович Чижик. Какой баритон, мама моя! Он работал слесарем на ткацкой. Он долго у нас пропел. Пел и арии, и романсы. После него был Арнольд Михайлович Кутень. Он учился в консерватории, и за что-то его отчислили – по молодости немного напроказничал. Он пел главную роль в «Трембите». Рослый, красивый. Настоящая звезда. Еще был Леня Войтехин. Работал у нефтяников. Тоже потрясающий баритон. Что касается женщин, то особенно ярких исполнительниц не было. И что с женщины взять? Ходит, ходит, потом ушла в декрет и – до свидания. Считай, что больше ты её не увидишь».

Гастрольное прошлое и настоящее

Значимое место в жизни каждого коллектива, будь то профессиональный либо самодеятельный, занимают гастроли. Но в последнее время для ансамбля «Дняпро» «выбить» поездку непросто. Имеющийся в наличии у ГДК автобус уже давно требует ремонта – на нем и в Гомель ехать можно только с опаской. А уж если ехать еще и с танцевальной составляющей коллектива, то нужен еще один автобус, а это и вовсе роскошь. Тем не менее поездки имеют место быть. В одну из недавних суббот ансамбль побывал в Заречье на празднике поселка. Раньше же и Минск с Москвой не были событием сверхординарным. Лет 15 дружили с украинским коллективом из поселка Ямполь Сумской области. Гости из Украины приезжали сюда. Затем с ответной поездкой ездили и речичане. Дружба со взаимными визитами длилась лет десять. «Поселок, конечно, был небольшой, – вспоминает Тамара Даниловна. – Василевичи на этом фоне выглядят столицей. Но как нас принимали! Это были хорошие времена. Мы многое от них взяли в творческом плане». Плодотворные поездки у коллектива состоялись в Сумы, Киев, Чернигов, Брянск, Кишинев, Приднестровскую республику, Клинцы. Выступали на хороших площадках и заслужили аплодисменты взыскательной публики. В середине сентября хор ветеранов едет в Брянск на Международный фестиваль хоров.

– Сложно с поездками, но спасибо нашему директору ГДК –
Алле Викторовне Гриб, – говорит Тамара Дубовец. – Она воспитанница танцевального коллектива нашего тогда еще Дома культуры. Здесь она танцевала, затем окончила школу, поступила в Гомельский университет имени Сухого. Год проучилась, бросила и ушла в музыкальное училище на хореографическое отделение. Сколько я уговаривала ее этого не делать. Женщине в культуре сложно. Но я считаю, что нам с директором крупно повезло, потому что это человек, который находится на своем месте.

– Несмотря на все объективные трудности, я люблю свою работу, – подводит итог нашему общению Тамара Даниловна. – Я ни разу не раскаялась, что выбрала эту специальность. Было трудно, но я выдержала. Понимаю, что наступит момент, когда нужно будет уходить. Жаль, что пока не вижу, кому это можно будет передать.




 (голосов: 0)
 

 
Адрес:
247500 г.Речица, пл.Октября, 6
Телефон: (+3752340) 3 41 71
Факс: (+3752340) 3 76 46

Республика Беларусь
Официальные документы
Защита прав потребителей




















Единый день безопасности

Помогут

Помогут
Опрос по изучению мнения населения по вопросу организации нового маршрута в г. Речица

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ