На сегодняшний день 1 025 учащихся занимаются на художественном, музыкальном, хореографическом отделениях, отделении хозрасчетной формы обучения. В школе работают 90 преподавателей.
Мы поговорили с двумя учителями Школы искусств, которые помнят старые времена и также работают с момента открытия нового здания. К слову, осенью этого года ГУО «Речицкая детская школа искусств Гомельской области» отметит своё 15-летие.
Игорь Ковалевский трудится в музыкальной школе с 80-х годов прошлого века. Вначале преподавателем по классу фортепиано, а с 2004 года заместителем директора по учебной части, а также много лет он является председателем райкома профсоюзов работников культуры.
Игорь Георгиевич вспоминает: «В старом здании школы, что по улице Советской, кабинеты были небольшие, разделённые деревянными перегородками. Бытовых удобств никаких – туалет на улице и довольно далеко, руки вымыть негде. Концертный зал был уютный, но тоже небольшой, как и библиотека. Поесть между занятиями было абсолютно негде, преподаватели, кто жил неподалёку, бегали на обед домой, а так в основном что-то покупали на перекус в магазинах.
Тогда в школе занималось порядка 330 ребят, сейчас на музыкальном отделении – 460 учащихся. Учителей тоже было значительно меньше. Что касается обеспечения музыкальными инструментами, оно было неплохим, часть их используется в школе до сих пор. Помню, что где-то в начале нулевых годов школа по специальной программе получила значительную финансовую поддержку, за эти средства было приобретено множество инструментов и звуковая аппаратура.
Дети в те годы также регулярно принимали участие в конкурсах, но их проводилось значительно меньше, только плановые, утвержденные Министерством культуры.
С переходом в новое здание условия значительно изменились к лучшему, появилась масса бытовых удобств, есть буфет, шикарный большой концертный зал и уютный малый зал. По работе мне доводилось бывать во многих музыкальных школах в разных городах, и я бы сказал, что наша Школа искусств и по размеру, и по устройству, возможно, лучшая в республике, даже в сравнении с новыми школами, которые сдаются в последние годы.
В целом школа обеспечена музыкальными инструментами, в этом году нам поступило пять новых пианино, своей очереди обновления инструментов ожидают духовое и народное отделения, необходимо несколько новых баянов.
Работа с детьми ведется не только на индивидуальных занятиях, но и в различных хоровых, оркестровых коллективах. Создано десять коллективов различных направлений, четыре из них имеют звание «народного».
За 15 последних лет воспитанники Школы искусств стали победителями и призерами более 300 конкурсов, фестивалей музыкального и изобразительного искусства регионального, областного, республиканского и международного уровня, завоевав более 2 500 наград.
С 2007 года в школе проходит открытый региональный конкурс-фестиваль детского творчества ансамблей малых форм «Золотая нота», в котором за прошедшее время приняло участие более 2 000 одарённых детей. Ежегодно школой проводятся также около 15 художественных выставок и более 40 концертных программ.
С 2005 года учащиеся Речицкой детской школы искусств были 34 раза отмечены поощрениями Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Одиннадцать учащихся школы отмечены премиями Гомельского облисполкома, сорок девять учащихся – премиями Речицкого райисполкома. По итогам работы почётными дипломами «Человек года» Речицкого райисполкома было награждено десять педагогов Школы искусств, четверо – с занесением на Доску почёта.
В аг. Холмече в здании Центра народного творчества в 2009 году открыт филиал школы. Обучение ведется на музыкальном и художественном отделениях.
В 2010 году Речицкой школе искусств было вручено свидетельство о занесении на Доску почёта Гомельской области в номинации «Лучшая детская школа искусств».
Заведующий фортепианным отделением Ирина Разуменко радушно встретила меня в своем просторном светлом кабинете. 23 года своей профессиональной деятельности она отдала работе в Речицкой музыкальной школе, а ныне в музыкальном отделении школы искусств.
Ирина Борисовна поделилась: «Я считаю, самым главным, когда мы перешли в новое здание, стало единение искусств, под одной крышей работают хореографическое, художественное и музыкальное отделения. Это создало невероятные возможности для родителей и детей. В школе появилась группа эстетического воспитания, куда приходят детки с 5-6 лет и, обучаясь на этом этапе, могут выбрать, что им ближе: рисование, музыка или танцы. И даже выбрав что-то, потом постоянно соприкасаются с остальными видами искусств. Это очень большое преимущество, чего не было в старой школе.
Мы часто ездим по работе и видим, в каких сложных условиях работают педагоги в небольших музыкальных школах, это просто несопоставимо с тем, что есть у нас. Нам очень повезло.
Вспоминаю маленькие классы старой школы, места там катастрофически не хватало, хорошо, если вмещалось два инструмента и небольшой шкаф, стол поставить было уже и некуда, не говоря о стульях. Я как заведующий фортепианным отделением периодически приглашаю к себе педагогов, там их даже некуда было посадить. Одно выручало в тех условиях – акустика.
Огромное преимущество, что в новом здании есть буфет. Это очень важно. Педагогам больше не надо куда-то бежать среди дня, чтобы подкрепиться, и многие остаются на месте с утра до вечера. Тем более что в буфете и ассортимент достойный, и наши пожелания учитываются.
С открытием новой школы нам достался замечательный рояль в малом зале. Каждый год что-то добавляется из музыкальных инструментов, есть компьютеры в классах теоретического отделения. Благодаря этому можно многое показать детям, те же оперы, балеты. Была и такая практика: отвозили детей в Минск в оперный театр, для них это было настоящее чудо!
Сейчас у нас на фортепианном отделении у 14 преподавателей занимается порядка 120 человек, у меня в классе 10. В прошлые времена было, конечно, гораздо меньше. Отрадно, что к нам пришли молодые специалисты, нами же выращенные, и работают теперь рядом со своими учителями.
Я всегда говорю, что все пришедшие к нам дети – наши общие ученики. Мы очень подробно всегда обсуждаем обучение и индивидуально подходим к каждому учащемуся. В прошлом наши воспитанники тоже участвовали в конкурсах, правда, реже, так как таких мероприятий было немного. К таким выступлениям во все времена стремится профессиональная группа учащихся, то есть та часть детей вместе с их родителями, которая решила в дальнейшем связать свою жизнь с музыкой. Хочу заметить, что дети сейчас очень быстро развиваются и часто показывают на конкурсах просто невероятную подготовку. И в прошлые времена она была хорошей, но то, что мы наблюдаем в настоящее время, просто несравнимо. Сейчас дети, которые вкладывают силы в обучение, играют такие программы, которые когда-то играли в училище на выпуске.
Есть люди, которые скучают по временам СССР и хотели бы туда вернуться. Размышляя об этом, отчетливо понимаю, что возвратиться и ограничить себя во всем по сравнению с теми возможностями, что у нас есть сейчас, – нереально. Возьмем тот же интернет. Когда мы перешли в новую школу, появилась возможность скачивать нотный и методический материал. Как мы этому радовались! Мы обогатили свою библиотеку, нашли возможность общения, обмена опытом.
А сколько мастер-классов мы можем увидеть, послушать замечательных профессионалов. Если бывает трудно определиться в трактовке, выбираешь любого музыканта, который занимает ведущие позиции, слушаешь и учишься. Это колоссальные возможности! А тогда нужно было находить время, созваниваться с педагогами из Академии музыки и ездить на консультации. Они были хороши, но разовые, на примере одного-двух произведений. Сейчас же можно решить любой такой вопрос очень быстро. Так что вернуться туда, зная, что здесь столько возможностей и преимуществ, конечно, невозможно. Да, люди тогда были другие и воспитание. В старой школе была прекрасная творческая атмосфера в коллективе, которая сохраняется и сейчас. У нас нет случайных людей, все наши достижения – результат большого желания работать. И Речице с нашей школой очень повезло. Такого здания и такой хорошей материальной базы я не видела нигде больше. Поэтому нужно ценить и беречь то, что имеем.
"Дняпровец"