Модель «Дружественной и поддерживающей среды в учреждении общего среднего образования» разработана с целью предотвращения буллинга: психологического и физического насилия среди учителей, учащихся и их родителей. Данную модель внедряют в воспитательную систему «Озерщинской средней школы №1» Речицкого района.
Сейчас как никогда в педагогическом коллективе, среди родительской общественности повышена степень социальной напряжённости, тревожности, а ученическая среда незрелая, подвержена тем или иным воздействиям. И если взрослые иногда не могут договориться, тогда что говорить про детей, среди которых мы наблюдаем рост скрытых форм буллинга.
Но, чтобы говорить о буллинге или насилии, надо понимать, что это такое. Чаще всего насилие в школьной среде может быть физическим и психологическим. В младшем школьном возрасте, несмотря на моторную подвижность и недостаточно развитые коммуникативные умения учащихся, проблема насилия в классе является в значительной степени управляемой со стороны учителя, хотя делает он это не всегда правильно. Но чем старше становятся дети, тем более скрытый характер приобретает насилие, и тем сложнее становится решение задачи по противодействию ему.
Вернёмся к эксперименту, в котором принимает участие Озерщинская СШ № 1. К его проведению есть определённые требования. Работу курируют: научно-методическое сопровождение – научная лаборатория «Сектор психологии развивающего образования» Национального института образования, организационное сопровождение – Управление мониторинга качества образования, а работу менторов курирует Республиканский институт психологической помощи. Руководитель экспериментального проекта – Алла Викторовна Музыченко, заведующий кафедрой психологии образования Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук, доцент.
Белорусская модель является результатом научно-исследовательской работы по адаптации хорватской модели «Безопасная и поддерживающая среда в школах», проведенной БГПУ в партнерстве с представительством Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) при содействии Министерства образования Республики Беларусь и поддержке фонда «Польская помощь» при Министерстве иностранных дел Республики Польша.
Экспериментальная деятельность предполагает семь этапов (или шагов), которые, возможно, должны завершиться внедрением этой модели в организацию работы всех учреждений образования. Рассчитан эксперимент на 5 лет.
Предварительный этап работы экспериментального проекта был завершён в октябре 2020 года. Представители школы приняли участие в семинаре в Минске по вопросам организации эксперимента в учреждении образования. Участники образовательного процесса были проинформированы о проблеме насилия. В школе были размещены наклейки на зеркалах, дверях, был оформлен тематический стенд, было проведено анкетирование детей и учителей по проблеме буллинга, проведены классные тематические часы, на педагогическом совете учителя были ознакомлены с программой эксперимента. На следующем этапе реализации экспериментального проекта «Дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования» 26 командам было предложено на конкурсной основе принять участие в АПШИФТе, социальном проектировании. В заявке необходимо было описать актуальные проблемы и причины буллинга в подростковой среде. Команда нашей школы, состоящая из пяти учащихся 10–11 классов: Кахачихиной Анны, Сурта Ангелины, Шевцова Александра, Грицкова Владимира, Корнеенко Дарьи под руководством заместителя директора по воспитательной работе Гардей Татьяны Александровны, прошла отбор и оказалась в финале АПШИФТа.
5 марта состоялось оглашение результатов, проект был признан лучшим. Его суть – визуализировать рисунки детей по теме буллинга на бетонной стене в технике граффити. При финансовой поддержке Детского фонда ЮНИСЕФ в Республике Беларусь 22 мая проект будет реализован в д. Озерщине.
"Дняпровец"