В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта в республике отмечается праздничный день – День потребителя.
В 2025 году в государствах-членах Евразийского экономического союза день потребителя проводится под девизом «Потребитель – в центре внимания: от баланса интересов к справедливому разрешению споров» (на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии принята рекомендация от 18 февраля 2025 г. № 4 «О тематике совместных мероприятий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей в 2025 году»).
Данная тема подчеркивает значимость защиты прав потребителей и призвана обратить внимание на справедливое разрешение споров потребителей и бизнеса. Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей.
В Республике Беларусь защиту прав потребителей осуществляют органы государственной власти и управления, специально уполномоченные на то органы, общественные объединения и суд.
На территории Речицкого района государственная защита прав потребителей и контроль за соблюдением законодательства в данной сфере осуществляется главным специалистом сектора по управлению государственным имуществом отдела экономики Речицкого районного исполнительного комитета (далее – Речицкий райисполком), который рассматривает обращения, заявления и жалобы потребителей, а также консультирует население по вопросам защиты прав потребителей.
За 2024 год в Речицкий райисполком поступило 77 обращений в сфере защиты прав потребителей, в том числе письменных – 16, консультативного характера – 61. Все обращения рассмотрены, даны разъяснения и консультации, а также оказана помощь в составлении претензий в адрес продавцов (исполнителей).
За 2024 год порядка 68,8 % всех поступивших обращений по вопросам нарушения прав потребителей – это сфера розничной торговли, из них Интернет-торговля – 17,0 %. Некачественное оказание бытовых услуг составляет 19,5 % от общего количества обращений, иные вопросы – 11,7 %. В списках некачественных товаров лидируют технически сложные товары (мобильные телефоны, принтер, флеш-накопитель, стиральные машины, игровая приставка, кофеварка, электровелосипед, газонокосилка, кондиционер, холодильник, аккумулятор) и другие непродовольственные товары (емкость для запекания, кухонный стол, тушь для ресниц, набор для душа, обувь, подушка). В сфере услуг проблемные вопросы возникали по бытовым услугам (ремонт автомобилей, обуви, изготовление окон ПВХ (индивидуальный заказ), мойка автомобилей по принципу самообслуживания, набор кухонной мебели, абонемент в спортивный зал).
За 2024 год Речицким райисполкомом предписаний о прекращении нарушений прав потребителей не выдавалось.
По результатам рассмотрения обращений граждан в сфере защиты прав потребителей за 2024 год с целью досудебного урегулирования конфликтов потребителям возмещено продавцами (исполнителями) материального ущерба на сумму более 7,1 тыс. рублей.
В рамках проведения Дня потребителя 14 марта будет проведена «прямая» телефонная линия:
Время проведения
|
Номер контактного телефона
|
Ответственное лицо
|
11.00-12.00
|
+ 3752340 3 65 58
|
Елкина Наталья Валерьевна
главный специалист отдела торговли и услуг Речицкого райисполкома
|
Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить у главного специалиста сектора по управлению государственным имуществом отдела экономики Речицкого райисполкома Паклонской Екатерины Геннадьевны по телефону: 3 62 60 или по адресу: г. Речица, пл. Октября, 6.