В начале января у амфитеатра были задержаны трое семиклассников одной из школ города, оставившие надписи на скамейке. Два друга решили отметить свое присутствие на набережной, оставив на скамейке маркером свои имена. Третий наблюдал за происходящим. Желаемого двое подростков добились. Обозначили свое присутствие не только на скамейке, но и в инспекции по делам несовершеннолетних. Соответствующую беседу с ними инспекторы уже провели, но на этом дело не закончилось.
Теперь неприятности ожидают их родителей. На них составлены административные протоколы по статье «За уклонение от воспитания детей». Эти материалы направлены в комиссию по делам несовершеннолетних и будут рассмотрены на очередном заседании. Штраф за нарушение составит от 1 до 10 базовых величин. Мальчишек поставят на учет в инспекции и по месту учебы на внутришкольный контроль. Усиленно контролировать их поведение будут полгода, а вот родители попали в базу данных как нарушители навсегда.
К сожалению, этот случай не единственный в нашем городе. Практически на каждой скамейке на Набережной надпись…
Вот чье-то негодование, выраженное нецензурной бранью, вот приглашение на свидание, чей-то причудливый вензель. А вот на этой скамейке отдыхали Вадим и Андрей, они не только начертали свои имена, но и номера телефонов оставили. Надписи аккуратно выведены красивым ровным почерком. Видно, что сделавшие их не торопились, знать, не считают сие занятие чем-то предосудительным. Да оно и понятно, ведь если присмотреться, то разными надписями испещрено все вокруг. Трансформаторная подстанция на спуске к Днепру, качели и беседки во дворах многоэтажек и детских садах, входные двери в подъезды, таблички с номерами домов, торговые киоски, мусорные баки, фонарные столбы. Повсюду таинственные тэги (имена) доморощенных граффитистов.
Из истории уличной культуры
Впервые граффити появились в конце шестидесятых годов 20 века как часть уличной культуры. Все началось с простых тэгов (taq – дословно «отметка») в Нью-Йоркском метро. Оставляли тэги с целью обозначить свое присутствие. Затем уличные «художники» перешли с маркеров на баллончики с краской и надписи стали крупными, яркими и более впечатляющими. Сейчас в Америке уже признано, что граффити как уличное искусство обладает художественной ценностью. В 2006 году на выставке в Бруклинском музее серия граффити была представлена в качестве новой формы искусства.
У нас в городе, похоже, это уличное искусство никак не выберется из зачаточного состояния и по-прежнему остается на уровне «обозначить свое присутствие». По аналогии с надписями прошлого века «Здесь был Вася».
Всплеск настенного терроризма уже был зафиксирован в Речице в недалеком прошлом. Тогда отдел молодежи, БРСМ и ряд молодежных неформальных объединений провели для уличных художников несколько официальных фестивалей. В 2007 году к «Дажынкам» картины-граффити украсили неприглядную бетонную ограду по Светлогорскому шоссе. Есть и у нас настоящие художники-граффитисты. К тем, кто марает стены, оставляя на них свои тэги, они относятся неуважительно и справедливо считают их арт-террористами.
На одном из форумов в Интернете, где общаются тэггеры, прочла откровение одного из них. Он пишет, как это классно – быстренько написать свой вензель, зная, что в любую минуту тебе «могут скрутить руки милиционеры». Значит, они прекрасно понимают, что совершают противоправные действия. Считается, что вандалят в основном подростки. В Минске в 2010 году надписями были повреждены более двух тысяч фасадов домов. Кстати, есть арт-терроризм и в Европе, и в Америке. В Нью-Йорке даже создано специальное подразделение по борьбе с художниками-вандалами.
Мила ДЕНИСЕНКО
"Дняпровец"