8 мая в Речицу прибудет ковчег с частицей Святителя Луки Войно-Ясенецкого. Церемония встречи ковчега с частицей мощей святого состоится в Свято-Успенском соборе. Уже на вечерней службе можно будет приложиться к мощам. Ковчег будет находиться в Свято-Успенском соборе до 11 мая, затем крестным ходом его перенесут в Свято-Покровский храм, где он пробудет до 16 мая. Все нуждающиеся в духовной поддержке покровителя болящих могут обратиться к Луке Войно-Ясенецкому в любое время работы собора. У ковчега будут совершаться молебны и акафисты святому.
Валентин Феликсович принадлежал к древнему знатному, но обедневшему бело-русскому дворянскому роду Войно-Ясенецких. Родился он четвертым ребенком в семье 27 апреля (9 мая) 1877 г. в Керчи. Его отец Феликс Станиславович был убеждён-ным католиком. Мать, Мария Дмитриевна, воспитывала детей в православных традициях и активно занималась благотворительностью. С детства Валентин мечтал стать художником. Окончив Киевскую художественную школу, брал уроки живописи в частной школе Мюнхена, рисовал с натуры обывателей. Возможно, эти соприкосновения с действительностью сделали зарисовки в его душе на всю жизнь. Наблюдая нищету, бедность, болезни и страдания простолюдинов, Валентин решает стать врачом, чтобы приносить пользу обществу.
В 1898 году будущий «святой хирург» поступает на медицинский факультет Киевского университета. В университете он приводил в изумление студентов и профессоров своим принципиальным пренебрежением к карьере и личным интересам. Уже на втором курсе Валентина пророчили в профессоры анатомии, но после окончания университета прирожденный ученый объявил, что будет… земским врачом. Товарищи по курсу недоумевали! А владыка потом признается: «Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям».
Трудовой путь Валентина Феликсовича был тяжелым на протяжении всей жизни. Началом работы стала военно-полевая хирургия в госпитале Киевского Красного Креста, в составе которого он отправился на Русско-японскую войну. Работал в эвакуационном госпитале, заведовал хирургическим отделением и получил большую практику, делая крупные операции на костях, суставах, черепе, глазах.
Работая на Дальнем Востоке, военно-полевой хирург женился на сестре милосердия — «святой сестре», как ее называли коллеги, — Анне Васильевне Ланской. В ноябре 1905 года они переехали в село Верхний Любаж Курской губернии. Земская больница на 10 коек ещё не была достроена, и Валентин Феликсович принимал на выездах и на дому. Время приезда совпало с развитием эпидемии брюшного тифа, кори и оспы. Валентин Феликсович брал на себя поездки по районам эпидемии, трудился по 14–16 часов в сутки, сочетая универсальную врачебную работу с работами в земстве. Молодой врач пользовался большим авторитетом, к нему обращались крестьяне всей Курской и соседней Орловской губерний.
Осенью 1908 года Валентин Феликсович уехал в Москву и поступил в экстернатуру при московской хирургической клинике. Стал писать докторскую диссертацию на тему регионарной анестезии. Занимался анатомической практикой в Институте топографической анатомии. Валентин Феликсович разработал методику проверки, нашёл те нервные волокна, которые соединяли оперируемый участок тела с головным мозгом: вводил в глазницу трупа с помощью шприца небольшое количество горячего под-крашенного желатина. Затем проводил тщательное препарирование тканей глазницы, в процессе которого устанавливалось анатомическое положение ветви троичного нерва, а также оценивалась точность попадания желатина в приневральное пространство нервного ствола. Он провёл колоссальную работу: прочёл более пятисот источников на французском и немецком языках, выучив с нуля французский. 3 марта 1909 на заседании хирургического общества в Москве Войно-Ясенецкий сделал свой первый научный доклад.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, около 1910 года
В начале 1909 г. Валентин Феликсович был утверждён в должности главного врача больницы села Романовка Балашовского уезда Саратовской губернии. Снова Валентин оказался в тяжёлом положении: его врачебный участок по площади составлял около 580 квадратных вёрст, с населением до 31 тысячи. Он занялся универсальной хирурги-ческой работой по всем разделам медицины, а также изучал гнойные опухоли под микроскопом, что в земской больнице было просто немыслимым.
В 1915 г. издал в Петрограде книгу «Регионарная анестезия» с собственными иллюстрациями. На смену прежним способам слойного пропитывания анестезирующим раствором всего, что надо резать, пришла новая методика местной анестезии, в основу которой легла идея прервать проводимость нервов, по которым передаётся болевая чувствительность из области, подлежащей операции. В 1916 г. Валентин защитил эту работу как диссертацию и получил степень доктора медицины. Однако книгу издали низким тиражом, и у автора не нашлось экземпляра для отправки в Варшавский университет, где он мог бы получить за неё премию (900 руб. золотом). Позже он задумал новый труд, которому сразу дал название — «Очерки гнойной хирургии». Когда будущий святитель приступил к написанию книги (за которую в 1946 г. ему дали Сталинскую премию), у него появилась крайне странная мысль: «Когда книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». Так впоследствии и случилось.
Успехи трудовой деятельности сменились личной драмой святого. Погостить в семью Войно-Ясенецкого приехала сестра Анны Васильевны, похоронившая свою дочь от туберкулеза. К огромному горю, она привезла с собой одеяло, которым укрывалась усопшая девочка. Валентин, узнав об этом, воскликнул, что в одеяле смерть, и его слова оказались пророческими. Валентин Феликсович обнаружил у жены признаки туберкулёза лёгких. Узнав о конкурсе на должность главного врача Ташкентской городской больницы, немедленно подал заявку, т.к. в те времена у врачей бытовала уверенность, что туберкулёз можно вылечить теплым климатом.
Войно-Ясенецкие прибыли в Ташкент в марте. Больница была устроена хорошо. Однако нехватка специалистов и слабое финансирование, отсутствие системы канализационных стоков и биологической очистки сточных вод могли повлечь в условиях жаркого климата и частых эпидемий превращение больницы в постоянно действующий резервуар опасных инфекций. У местных жителей были свои болезни и травмы. На лечение приходило множество детей и взрослых с серьёзными ожогами стоп и голеней. Причиной этому было то, что местные жители использовали для обогрева горшок с горячими углями: на ночь его ставили в центр комнаты, ложились спать ногами к горшку. При неосторожном движении горшок опрокидывался.
С конца 1917 года в Ташкенте происходили уличные перестрелки, в больницы поступало много раненых. Под свист летящих пуль Валентин уходил на работу, лечил больных и возвращался к умирающей жене. За свою стойкость и трудолюбие был арестован, по счастливой случайности избежал расстрела. Переживания за мужа негатив-но отразились на здоровье Анны Васильевны. В возрасте 38 лет ее не стало. Четверо детей будущего архиепископа остались без матери. В дальнейшем их воспитывала медицинская сестра Софья Сергеевна Белецкая.
Несмотря на свои переживания, Валентин вёл активную хирургическую практику и способствовал основанию Высшей медицинской школы, где преподавал анатомию. В 1920 г. был образован Туркестанский государственный университет. Декан медицинского факультета, знакомый с работами Войно-Ясенецкого, добился его согласия возглавить кафедру оперативной хирургии.
Епископ Лука. 1923 год
Профессор Войно-Ясенецкий регулярно посещал воскресные и праздничные богослужения, был активным мирянином, сам выступал с беседами о толковании Священного писания. В конце 1920 года он присутствовал на епархиальном собрании, где произнёс речь о положении дел в Ташкентской епархии. Под впечатлением этого епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий (Пустынский) предложил Валентину Феликсовичу стать священником, на что он сразу согласился. И в больницу, и в университет отец Валентин стал приходить в рясе с крестом на груди, он установил в операционной иконы Божьей Матери и молился перед началом операции. 18 мая 1923 г. святителя тайно постригли в монахи.
Спустя две недели Луку арестовали по нелепому подозрению в «контрреволюционной деятельности». Это стало началом 11 лет тюрем и ссылок. Владыке Луке дали проститься с детьми, посадили в поезд, который не трогался с места. Оказывается, люди, чья благодарность не имела границ, ложились на рельсы, перекрывая дорогу. Сна-чала святитель находился в Бутырской тюрьме, потом был переведен в Таганскую. Во всех местах заключения он пользовался огромным авторитетом, т.к. помогал больным и немощным, отдавал свою теплую одежду нуждающимся и с огромным уважением относился к простым людям.
23 августа епископ Лука был отправлен в новую ссылку — в Туруханск. По прибытии епископа в Туруханск его встречала толпа людей, на коленях просившая благословления. Профессора вызвал председатель крайкома, который предложил сделку: сокращение срока ссылки за отказ от сана. Епископ решительно отказался.
Из города в город пролегал путь Луки, из заключения в заключение. Ужасные условия существования, грязь и нечистоты приближали его к мучительной ссылке на Север. Однажды Валентин Феликсович замёрз так, что не смог самостоятельно передвигаться. Жители поселка состоящего из 3 изб и 2 земляных домов, радушно приняли ссыльного. Он жил в избе на нарах, покрытых оленьими шкурами. Мужчины поставляли ему дрова, женщины готовили и стирали. Рамы в окнах имели большие щели, через которые проникал ветер и снег, который скапливался в углу и не таял; вместо второго стекла были вморожены плоские льдины. В этих условиях епископ Лука крестил детей и пытался проповедовать. В начале марта прибыл уполномоченный, который сообщил о возвращении епископа и хирурга в Туруханск. Власти Туруханска сменили решение после того, как в больнице умер крестьянин, нуждающийся в сложной операции, которую без Войно-Ясенецкого сделать было некому. Это так возмутило крестьян, что они, вооружившись вилами, косами и топорами, стали громить сельсовет. Епископ Лука вернулся 7 апреля 1925 г., в день Благовещения, и сразу включился в работу.
24 июля 1937 года арестован в третий раз по обвинению “контрреволюционной церковно-монашеской организации”. Епископ доходил почти до отчаяния от мучений. К нему применили жесточайшую пытку — 13-дневный «допрос конвейером». Во время этого допроса сменяются следователи, арестанта же днем и ночью держат практически без сна и отдыха. Епископа Луку били сапогами, сажали в карцер, содержали в ужасающих условиях… Трижды он объявлял голодовку, пытаясь таким образом протестовать против беззаконий властей, против нелепых и оскорбительных обвинений. Однажды он даже предпринял попытку перерезать себе крупную артерию — не с целью самоубийства, а чтобы попасть в тюремную больницу и получить хоть какую-то передышку. Изможденный, он падал в обморок прямо в коридоре, терял ориентацию во времени и пространстве…
С началом Великой Отечественной войны ссыльный профессор и епископ по-просил отправить его помогать раненым, при условии, что после отсидит свой срок. Он был назначен главным хирургом госпиталя в Красноярске, а потом — консультантом всех красноярских госпиталей.
«Раненые офицеры и солдаты очень любили меня, — вспоминает владыка. — Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них, безуспешно оперированные в других госпиталях по поводу ранения в больших суставах, излеченные мною, неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами».
Святитель Лука. Икона начала 21 века
После войны, получив, словно подачку, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–45 гг.», святитель Лука произнес ответную речь: «Я вернул жизнь и здоровье сотням, а может, и тысячам раненых и наверняка помог бы еще многим, если бы вы не схватили меня ни за что ни про что и не таскали бы одиннадцать лет по острогам и ссылкам. Вот сколько времени потеряно и сколько людей не спасено отнюдь не по моей вине».
Как человек, святитель Лука был строг и требователен. Он нередко запрещал в служении неподобающе ведущих себя священников, лишал некоторых сана, не разрешал крестить детей с неверующими крестными, не терпел формального отношения к служению и подхалимства перед властями. Владыка всю жизнь был чуток к чужим бедам. Большую часть своей Сталинской премии он пожертвовал на детей, пострадавших от последствий войны, устраивал обеды для бедных, ежемесячно рассылал де-нежную помощь гонимым священнослужителям. Даже став в 1942 году архиепископом, святитель Лука питался и одевался очень просто, ходил в заплатанной старой рясе, жил скромно.
В 1956 г. архиепископ Лука полностью ослеп, но продолжал принимать больных, молясь об их выздоровлении, и его молитвы творили чудеса. Святитель скончался в Симферополе в воскресное утро 11 июня 1961 г. Власти сделали все, чтобы похороны не стали «церковной пропагандой». Но случилось непредвиденное. Никто из прихожан не сел в приготовленные автобусы. Люди тесным кольцом обступили машину со святым, так что получилась пешая процессия. Перед поворотом на окраинные улицы женщины легли на дорогу, машине пришлось ехать через центр. Центральная улица наполнилась народом, движение прекратилось, пешая процессия продолжалась три часа. На все угрозы и уговоры властей люди отвечали: «Мы хороним нашего архиепископа»…
Мощи святителя Луки были обретены 22 ноября 1995 года. В том же году архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. А в 2000 году Архиерейский Собор Русской православной церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомучеников и исповедников российских XX века. По настоящее время с именем святителя Луки совершаются сложнейшие операции, творятся чудеса и исцеляются больные, т.к. он получил от Бога дар чудотворения. Бесчисленны его чудеса и невероятны с точки зрения человеческой логики. Главное – обратиться к нему с верой и молитвой!
Марина Семененя
(по материалам интернет-сайтов)
"Дняпровец"