Сенсацией для Речицы и, пожалуй, области явилась новость, которая стала известна при выдаче абитуриентам сертификатов централизованного тестирования. Абитуриентка из Речицы Анастасия Таран набрала максимально возможный результат по трем учебным предметам ЦТ. Три стобалльных результата на ЦТ в Беларуси еще не получал никто. Это уникальный и первый в истории проведения ЦТ случай.
Таких беспрецедентных случаев в этом году в стране лишь два. Результат 19-летней Насти повторила минчанка Нина Барадулина, которая на 100 баллов сдала русский, математику и английский. Такой ошеломляющий успех – это закономерность или просто везение? Подобные вопросы интересуют не только абитуриентов нынешних, но и будущих, а также их родителей и педагогов.
– Анастасия, поздравляем с такими высокими результатами. Они для Вас неожиданные? Большинство абитуриентов начинают штудировать экзаменационные предметы за год или даже два до тестов…
– Да, это действительно так. Но мой случай – это, скорее, исключение из правил: централизованное тестирование в своей жизни мне пришлось сдавать в 2011 году. Тогда я, выпускница Речицкого государственного районного лицея профильного физико-математического класса, сдавала математику, русский и английский языки. Математику сдавать было легко (я постоянно участвовала в предметных олимпиадах по этому предмету). Знать русский на «отлично» была моя личная цель как грамотного человека.
А вот над английским, конечно, пришлось корпеть: много занималась с репетитором, зубрила грамматику и необходимую лексику. Все эти предметы выбрала, потому что с 9 класса мама настраивала меня на поступление на факультет международных отношений. Чтобы пройти на бюджет в БГУ, тогда не хватило 4 баллов, поступила на бюджетную форму обучения в Белорусский государственный экономический университет на факультет международных экономических отношений (мировая экономика; специализация – международные инвестиции). Но тут подкачал английский. В феврале этого года меня отчислили со второго курса за несдачу экзамена.
– Вы, наверное, сильно огорчились по этому поводу?
– Ко всему, что происходит в жизни, стараюсь относиться спокойно, поэтому ударом этот поворот не считаю. К нам, студентам, предъявляли высокие требования, чтобы мы были хорошими переводчиками, а экономика отходила как бы на второй план. Поняла, что это не то, чего я ожидала. И начала усиленно готовиться к поступлению заново. Целью выбрала снова Белорусский государственный университет и специальность с интересным названием «актуарная математика». Она есть на факультете прикладной математики и информатики. Специалисты после окончания вуза, по сути, являются математиками финансового рынка и без труда, скажем, могут заниматься оценкой рисков, например, страховой компании и любых других. То есть по математике и русскому языку мне нужно было обновить знания, а вот к физике, в которой особо не блистала в школе, пришлось подготовиться за четыре месяца. Готовила к тесту меня мама, учитель физики речицкой СШ № 7 Лилия Ивановна Таран.
– То есть 100-балльные результаты Вас не удивили?
– Это была моя цель и какая-то внутренняя мотивация оправдаться, что ли, в первую очередь перед собой. Сдать 3 теста меньше, чем на 100 баллов каждый, я не рассчитывала: результаты 90, 80 и менее меня не устраивали. Я просто была уверена в себе, в своих силах. Волнение? Оно присутствовало как и в 2011 году, лишь перед началом экзаменов и после сдачи бланков с ответами. Во время централизованного тестирования мне удалось сконцентрироваться и просто решить правильно все задачи. Благо в этом году, как и два года назад, в экзаменационной аудитории мне было комфортно: организаторы чутко и четко следили за всем процессом, не мешали нам, абитуриентам, не было никакой суматохи. Это большой плюс, когда работа организаторов поставлена на такой высокий уровень. Времени, чтобы решить все задачи, хватает сполна. Можно даже детально перепроверить свои ответы.
– А когда узнавали один за другим результаты ЦТ с Вашими максимальными 100 баллами, каковы были ощущения?
– Была спокойная радость. Хотя, конечно, время самого ожидания результатов нервы пощекотало. 2 июля зашла на сайт РИКЗ, чтобы посмотреть результат по последнему экзамену (физике – прим. авт.). Поняла, что цель достигнута. Благодарна своим педагогам Наталье Николаевне Романовой, Галине Ильиничне Хоцкой, Ирине Михайловне Ткачёвой и многим другим. Мои «соточки» – это первые максимальные результаты и у них. Они были довольны. Сейчас, конечно, кто узнаёт из друзей, знакомых и земляков, все поздравляют. Сообщения с поздравлениями, кстати, приходят ко мне даже от совершенно незнакомых людей на мою страничку в социальных сетях.
– Что рекомендуете будущим абитуриентам, чтобы сдать ЦТ так же великолепно, как и Вы?
– Настоятельно советую им запасаться хорошей литературой и прибавлять в подготовке к тестам усидчивости. Тогда и без репетиторов можно самостоятельно подготовиться к ЦТ. Важно еще участвовать в турах репетиционного тестирования, особенно третьего, которое проходит в апреле. Задания на нем очень были похожи на те, что были предложены на ЦТ этого года. И нужно максимально много решать задач, чтобы привыкнуть к формулировкам тестов, их структуре.
– С полученными результатами Вы будете одна из первых претендентов на зачисление на выбранную специальность, а прием документов не заставит нервничать. Как планируете провести лето?
– Говоря о специальности, я все-таки пока в раздумьях. Выбираю между актуарной математикой и программированием. Что буду делать до 1 сентября? Обязательно прочту накопившиеся недочитанные книги, просмотрю недосмотренные фильмы. Помогу маме с грядками на даче в Деражне. Дам ценные советы по нюансам вступительной кампании младшему брату Андрею. Он тоже в этом году сдавал ЦТ, получены хорошие результаты. Собирается штурмовать медицинский вуз. А я, когда поступлю, первое, что сделаю в столице, осуществлю культпоход. Собираюсь попасть на концерт белорусских музыкантов.
Елена АВРУСЕВИЧ
В нынешнем году 247 абитуриентов по результатам централизованного тестирования набрали по 100 баллов. 18 абитуриентов – по 100 баллов по двум учебным предметам, 227 абитуриентов – по одному предмету.
"Дняпровец"