Мне, педагогу с 26-летним стажем работы, захотелось поразмышлять о роли учителя в обществе и о роли школы.
Много мы говорим о формировании моральных ценностей общества, о традициях, о патриотизме, о воспитании, забывая о том, что в начале своего пути уже в семье человек получает основы воспитания. Ребенок должен учиться, получить профессию, а самое главное – он должен стать человеком.
А как стать хорошим человеком? Как создается, «творится» хороший человек?
Под воздействием разных институтов, традиций и культуры формируется личность. Современное общество создало специальные учреждения, в которых детей, подростков, юношей и девушек учат и воспитывают. Одним из таких учреждений является школа. По тому, как ученик относится к школе, учителю, судят о его внутренней культуре и благородстве, о его способности дорожить честью и славой своего народа и своей страны. И с другой стороны: кто в стенах школ, детских садов, колледжей, вузов трудится, старается, создает условия, дает знания? Учитель, преподаватель, воспитатель. Труд их ни с чем не сравним. Ткач уже через час видит плоды своей работы, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла – это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле. Учителю надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть плоды своего труда, творения.
А часто ли педагог слышит просто спасибо или видит элементарное уважительное отношение к своему труду и себе самому?
Часто ему бывает некогда по-думать о себе, так как он вынужден думать о других. Педагог – такой же человек, как твоя мама, отец; у него – своя семья, свои дети, свои радости и огорчения, одно здоровье!
А как относятся теперь к учителю, к образованию, к образованности? Замечу, не всегда положительно, как хотелось бы.
Из своей практики скажу, что каждый день добираться на работу в сельскую школу приходится разными транспортными средствами. Признаюсь, что иногда приходится сталкиваться с хамством, равнодушием, отсутствием совести и стыда. К сожалению, отмечаешь про себя, что когда-то учились в школе и других учебных заведениях и председатели сельских Советов, и руководители хозяйств…
С грустью и сожалением осознаешь, что многие моральные качества современное общество утрачивает. И так обидно и неприятно бывает, когда отсутствие воспитанности, культуры поведения наблюдается у тех людей, которые трудятся с тобой бок о бок, а ведут себя как бездуховные люди, у которых на первом месте материальные блага. Например, некоторые, используя служебный транспорт, требуют плату за проезд с педагогов, высказывают разные колкости и обвинения в адрес учителя, который пытается автобусами, предназначенными для доставки детей в школу, доехать до места работы из Речицы.
А как часто учителю приходится ходить и учить здоровому образу жизни нерадивых родителей, отвечать за то, что во время летних каникул дети предоставлены сами себе, и почему они не в оздоровительном лагере?
Невольно задумываешься не только о том, что происходит в обществе, но и о том, что часто перекладываются родительские обязанности на плечи работников образования. А ведь родители дают тепло, заботу, любовь; мать больше чувствует свое дитя и должна знать и понимать, что ему нужно. Может, все-таки каждый должен заниматься своим делом?
Школа должна воспитывать. Да, непреложная истина. Однако давайте обратим внимание на уровень воспитанности родителей. Ведь кто-то из великих сказал, что вы можете не заниматься воспитанием своих детей – они впитают все то, что происходит в семье: и манеры, и обращения, и речь, и даже интонации. Поэтому старайтесь быть лучше перед своими детьми, показывайте им примеры поведения в семье и в общественных местах, поступайте так, как вам хотелось, чтобы поступали с вами: бережно, культурно. А школа вам в этом поможет.
А какой авторитет в глазах общества сейчас имеет образование, воспитанность, учитель? Где система ценностей, которую хочет видеть в своем будущем поколении общество? Кем она создана? Телевидением, интернетом, СМИ, школой?..
Ты живешь среди людей. Присмотрись внимательно к тому, что происходит вокруг тебя: люди трудятся, идут с работы на работу, отдыхают, болеют и лечатся, выздоравливают и умирают, ходят в гости и принимают гостей, расстаются и встречаются после разлуки. Каждый выражает при этом себя по-своему, в своих убеждениях, взглядах, настроениях, отношении друг к другу, в поступках, чувствовании добра и зла, в сострадании и равнодушии, в доброжелательности и нетерпимости.
Школа дает знания, а ненавис-ти и непримиримости заслуживает враг.
Равнодушие и неуважение, с которым сталкиваемся, неприятные картины из жизни и неправильное поведение некоторых взрослых. Мерило счастья – деньги. Они часто выходят на первый план. А как же без них?! Соглашусь, нельзя. Но ведь не их количеством все измеряется. И нельзя преступить ту грань, за которой заканчиваются совесть и сознательность, а начинается душевная пустота, заполненная только банкнотами да златом.
Люди, опасайтесь равнодушия и бездуховности. Это один из самых опасных пороков. Быть равнодушным, бездуховным, по существу, потерять способность к чувствованию рядом с собой человека. Берегите себя и своих детей от бездуховности, овладевайте сочувствием и нетерпимостью, непримиримостью к злу, умением отличать безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу.
Людмила Майстрович,
учитель Белоболотского детского сада–средней школы
"Дняпровец"