На сцене Городского дворца культуры в минувшую пятницу широкой публике представили спектакль «Девочка со спичками». В этой постановке наряду с итальянскими актерами принимали участие дети и педагоги Речицкого коррекционно-развивающего центра обучения и реабилитации. Данный спектакль – это итог кропотливой совместной работы итальянских и речицких специалистов.
У нас все получилось,
или Как танец помогает жить
Казалось бы, давно известная сказка Г. Андерсена «Девочка со спичками», на этот раз была представлена абсолютно по-новому, практически без слов, с помощью жестов, мимики и танца. Уже к середине спектакля у зрителя полностью исчезало представление, что некоторые актеры – это дети с особенностями развития, которым каждое движение дается с трудом. Но благодаря совместной работе итальянских и речицких специалистов эти, поначалу серьезные и немного смущенные актеры, с каждой минутой на сцене раскрепощались. Ребята старались точно повторить движения режиссера и не сбиться с ритма. Танец и музыка – это всегда праздник, переносящий и ребёнка, и взрослого в мир сказки и добра, поднимающий настроение и дающий установку на выздоровление. Для некоторых детей именно такой танец стал лучшим другом, помогающим жить.
Напомним, что в 2011 году в Речице в рамках театрального турне по Беларуси итальянские ассоциации «Help for children Parma» и AVIB представили речичанам благотворительный спектакль для взрослых и детей «Лунная пьеса». Тогда зрители смогли впервые познакомиться с инновационной техникой по социализации в обществе людей с особенностями психофизического развития.
Основной особенностью этого метода работы является то, что на сцене вместе со здоровыми актёрами играют и люди с особенностями развития. Задача спектакля – сделать их равными. В результате зритель должен видеть образы, а не думать о том, что перед ним человек с ограниченными возможностями. Главные средства общения в такой постановке – танец и музыка, а только потом слова. Эта методика учит людей с особенностями развития выражать свое мнение, чувства и эмоции, общаться с окружающими.
Затем специалист по танцевально-двигательной терапии, режиссер Джордано Мариани со своими помощниками не раз приезжал в Речицкий коррекционно-развивающий центр обучения и реабилитации, где проводил занятия с детьми. По словам режиссера, главной задачей таких «уроков» было научить детей с особенностями психофизического развития выражать свое мнение, чувства, эмоции и общаться с окружающими.
Отмечу, что на занятиях не было слов, только мимика и телодвижения, все это происходило под специальную музыку. Вообще все это похоже на волшебство, приходилось видеть, как девочка, которая только что плакала и злилась на всех, спустя несколько минут после начала занятия выходила в центр круга и начинала улыбаться… педагогам, воспитанникам центра, миру. К концу урока у неё и вовсе исчезала агрессия.
– Танцевальная терапия – это помощь детям, у которых есть психофизические особенности. Я уверен, что целительский потенциал танца отлично воздействует на самые распространенные психологические проблемы. Танцующий человек не может быть в депрессии, – отмечает Джордано Мариани. – Во время танца стираются все рамки и границы. Главное, чтобы зрителю, который пришел на спектакль, было сложно определить, что у кого из присутствующих есть какие-то физические особенности и ограничения в движении.
Итальянские специалисты приезжали в Речицу несколько раз в год. Все остальное время с ребятами работали специалисты коррекционно-развивающего центра.
– Ваши педагоги большие молодцы и отлично справились со своим заданием. Каждый раз, приезжая, я удивлялся тому, что спустя месяцы ребята прекрасно помнили все движения, – говорит Джордано Мариани. – Это значит, что с детьми работали, выполняли все мои рекомендации. Если сравнивать подготовку детей год назад и сейчас, это огромная разница. Это фантастика!
Ольга СИДОРЕЙКО
Фото Анастасии КАЗИМОВОЙ
"Дняпровец"