В ДКиТ «Нефтяник» с 1 по 6 января коллектив народного театра «Иллюзион» показывал новогоднюю сказку «Золушка». Постановка классическая – никаких открытий и выкрутасов в сценарии. Король хочет внуков и толкает в сторону ЗАГСа инфантильного Принца. Золушка много трудится и получает за это платье, бал и мужа. Мачеха и сестры, как водится, вредные – им ничего не обламывается.
В итоге все поют, танцуют в роскошных костюмах. Просто и красиво. Дети в зале в восторге, родители, кажется, тоже. После представления иду за кулисы.
За кадром
Первой в гримерку возвращается Фея – Марина Галдина в вызывающем зависть затейливом золотом платье. С царственным величием заваривает чай из пакетика, попутно отпуская хорошо поставленным голосом шуточки в стиле «знал бы прикуп, жил бы в Сочи».
После заходит улыбчивый Сказочник Александр Симцов. И забегает запыхавшаяся, в невзрачной дерюжине, Золушка – Татьяна Изотова (на снимке) – впереди еще один спектакль и бальный наряд снова брошен долу. Наконец, появляется Король – Дмитрий Янчик и Мачеха – Наталья Демидович.
Мачеха – эффективная система воспитания?
На вопрос, как выбрали главную героиню, Наталья всплескивает руками:
– Ой, я эту Таню и видеть не видела, хотя она давно с нами. И чем только занималась? – рассеянно удивляется юной актрисе мачеха-режиссер. – Заметила девочку в прошлом году, с 1 ноября начала «дрессировать».
Таня, сидящая в кресле поодаль, спина прямая, руки на коленях, в этот момент кивает и смеется, мол, да, действительно начала.
– Почему остановились на ней?
– Ну, Золушка – это миловидная девочка, не старше шестнадцати. В Тане всё совпало, только голос был низкий. Мы ее разминали долго: с нижнего резонатора подняли на средний.
На моих глазах сказка и реальность переплетаются: вышел бы толк из Золушки, не будь мачеха так требовательна и нетерпима? И, может, и не получилось бы главной героини из Тани, если бы не «дрессировка» Натальи Петровны?
Как рождается сказка
– Новогодние спектакли – особый процесс. Молодые ещё этого не знают, – рассказывает Демидович. – А раньше было так: отправляли актёров на сцену и начиналась импровизация. Конечно, потом что-то редактировали, но канва определялась именно в процессе. Ведь в детском спектакле слов много не надо, должно быть красочно и коротко. Поэтому полноценным спектаклем его и назвать нельзя – это, скорее, представление. Представление на тему Золушки.
– А почему именно «Золушка»? Вроде, не новогодняя история.
– В том-то и дело! Везде «Морозко» ставят, «Снегурочку». А мы решили показать европейскую сказку. В 1999 ушла наш режиссер Липская Татьяна Терентьевна. И мы принципиально не пошли по уже проторенному пути, хотелось сделать что-то новое, обрести свою форму, а не повторять пусть и отличные, но чужие идеи.
Мы нашли произведение Джоан Эйкин «Башмачки Бриджет» – это и стало началом «Золушки». Некоторые песни перешли в ту постановку, которую вы сейчас видели.
Двенадцать сказок сделали за всё время, семь-восемь из них оставили. И никогда не повторяли их «от» и «до». В зависимости от того, какие дети-актёры к нам приходили, всегда адаптировали материал.
Как стать миллионершей
– Какая идея в «Золушке» этого года?
– Вот, смотрите, чему учит «Золушка»: сиди, молча работай, не высовывайся и тебя найдут. В жизни так не получается! – рассуждает Наталья Демидович. – Мы в феврале будем ставить спектакль «Вальс одиноких». И чтобы создать точный образ, много смотрели передач с историями реальных миллионерш. Так вот, они такие умницы! Никто случайно не становится миллионершей. Нужен природный ум, трудолюбие и желание себя раскрыть. Не найти богатенького и сесть на шею…
– Как сделала Золушка? – не удерживаюсь и перебиваю.
– Нет, я думаю, что Золушка уже имела задатки для того, чтобы достичь определенного уровня. Уровня принца.
– А если бы Золушка не встретила принца? Как сложилось бы её жизнь?
– Ну, если бы она осталась такой же трудолюбивой и милой, все равно рано или поздно взбунтовалась и ушла бы от тиранши! У нее же было очень много задатков для реализации: шила, готовила, пела, танцевала!
Золушка Таня
Мы идём с Таней в холл. Если матёрые актеры легко дают интервью на людях и между делом, то юная и стеснительная Золушка, как мне показалось, нуждается в более интимной обстановке.
– Это твоя первая главная роль?
– Да, первая. Но до этого я уже участвовала в шести новогодних сказках.
– Как прошла первая постановка в качестве главной героини?
– Первой была «сдача» – традиционное представление сказки администрации. Волновалась, как примут. Приняли хорошо.
– Золушка – она работящая, тихая. Если бы не фея, то так бы и сидела у печи с шитьем до старости. Как думаешь, сегодня такие качества уместны в девушке?
– С одной стороны, да. С другой, умение заявить о себе тоже важно. Думаю, главное, чему учит «Золушка» – всему должно быть свое время, какое-то стечение обстоятельств, чтобы тебя заметили.
– У тебя какая любимая сказка была в детстве?
– А «Золушка» и была! Я очень любила смотреть российский мюзикл с Басковым и Ани Лорак. И никогда не думала, что сама буду играть в такой постановке, тоже полной песен и красивых костюмов.
– Так ты не мечтала о сцене?
– Я никогда не ставила себе цель играть, стать актрисой. В «Иллюзион» пришла застенчивым ребенком с подружкой за компанию. Это была, скорее, терапия, увлечение для души, а не серьезное желание чего-то достичь. Мама отнеслась к этому скептически. Но я сходила на пару занятий и втянулась. Получается, начала с младшей группы, потом была средняя, сейчас вот в старшей. Все прошла! – удивляется сама себе Таня.
– Если театр – терапия. Что из «Золушки» ты поняла для себя?
– Я, наверное, и была такая внутри – милая, общительная. Снаружи всё больше была строптивой и замкнутой. Роль помогла увидеть и принять себя такой, какая я есть.
– Принц – это идеал мужчины? Давай порассуждаем: он покладистый, слушает папу – надо жениться, значит надо. Романтичный – влюбился с первого взгляда. Каким должен быть мужчина твоей мечты?
– Сильный, со стержнем. Если бы в жизни встретила такого чувствительного и тонкого как принц, то, наверное, в силу моего характера долго бы мы не продержались, – застенчиво улыбается Таня-Золушка.
– Какой образ ты бы хотела сыграть в кино или в театре? Например, Крушительницу зомби или Роковую красотку.
– Ой, нет! Какую-то нежную, беспомощную и трепетную героиню.
– Дюймовочку, например? – подсказываю, мало подкованная в театральных образах, я.
– Может, и Дюймовочку! То есть хочется поработать с тем, чего мне не хватает в реальной жизни.
Правосудие по-мальчишечьи
Уединенное место оказывается не таким уж уединенным – вокруг нас начинают вертеться мальчишки лет семи-восьми. Судя по всему танцоры «Ассорти». Распугиваю их, направляя объектив с обещанием: «Будете мешать, опубликуем в газете в разделе «Злостные хулиганы!». Разлетаются, как стайка мальков. Но потом осторожно кругами приближаются снова. И когда задаю последний вопрос о том, что было бы с мачехой после свадьбы, не выдерживают и перебивают Таню:
– А мы бы зло наказали! Зло всегда нужно наказывать!
– И как? – интересуюсь.
– Сделали бы мачеху домохозяйкой!
– А домохозяйкой быть – наказание?
– Ой, не домохозяйкой, а этой, как ее… рабыней, которая работает и ничего за это не получает.
– То есть всё-таки домохозяйкой?
– Ну да… – нехотя соглашаются парни.
Миру – мир и Happy end
– Таня, так что же было с героями после сказки? Например, представим их через 10 лет.
– Король дождался внуков, и королевство процветает. Мачеха и сестры тоже вышли замуж и дружат с Золушкой семьями. Потому что вынесли урок из этой истории. Например, что главное не связи, уловки и богатые наряды, а доброе сердце и труд. Так и вижу, как Золушка печёт пироги и все собираются за большим семейным столом!
Марина АТАМАНЧУК
Фото автора
"Дняпровец"