В нынешнем году День потребителя проходит под девизом «Наши деньги, наши права: компании за правильный выбор на рынке финансовых услуг» и проводится с целью повышения уровня финансовой и правовой грамотности граждан – пользователей финансовых услуг. В качестве финансовых услуг рассматривается осуществление банковских операций и сделок, а также иные услуги финансового характера.
Сегодня наряду с традиционными кредитными и депозитными услугами банков быстро развиваются страховые и платёжные услуги, специальные виды кредитов и депозитов, коллективные банковские и инвестиционные финансовые продукты, потребительское кредитование и страхование. Возникают и развиваются системы лизинговых услуг для населения, кредитные кооперативы, ломбарды. Более сложными становятся накопительные схемы и механизмы. Это требует более высокого уровня подготовки потребителей в вопросах финансовых услуг.
Вместе с тем, финансовые услуги – это не только услуги, которые осуществляют банки. Это ещё и деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц.
Так, к актуальным вопросам потребительской тематики, тесно связанной с данной сферой, можно отнести и вопросы документального оформления приобретения товара (выдача чеков и иных документов, подтверждающих факт покупки), а также порядок расчётов с потребителями при возврате товара, как качественного, так и некачественного, приобретённого в кредит и т.д. В частности, потребитель должен знать, что при приобретении товара в кредит заключается два самостоятельных договора: договор розничной купли-продажи и кредитный договор. Оба договора являются самостоятельными обязательствами – ответственность по исполнению условий данных договоров лежит на каждой из сторон. Расторжение договора розничной купли-продажи не влечёт автоматического расторжения кредитного договора. Чтобы прекратить действие последнего, потребителю нужно самостоятельно обратиться в банк.
Все убытки, причинённые потребителю в результате приобретения некачественного товара, подлежат возмещению в полном объёме. В соответствии с п.5 ст.27 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в случае расторжения договора розничной купли-продажи потребителю, которому товар был продан в кредит, возвращается продавцом: 1) денежная сумма, уплаченная потребителем продавцу в момент заключения договора розничной купли-продажи (первоначальный взнос); 2) уплаченная за товар сумма в размере кредита, погашенного ко дню возврата товара; 3) возмещается плата за предоставление кредита, т.е. проценты, уплаченные потребителем банку за пользование кредитом; 4) возмещается разница между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения покупательского требования, а если требование добровольно не удовлетворено – на момент вынесения судом решения. Оставшаяся сумма по кредитному договору в зависимости от условий данного договора в целях прекращения его действия может быть переведена магазином банку либо выплачена потребителю для дальнейшего погашения кредита.
В случаях, установленных законодательством, некачественный товар можно заменить товаром надлежащего качества. При этом необходимо помнить, что потребитель сам выбирает требование, которое он предъявляет продавцу: заменить товар при обнаружении в нём существенных недостатков, отремонтировать и возместить расходы по ремонту, или же возвратить уплаченные за товар деньги. Основанием для возврата некачественного товара является обнаруженный в нём производственный недостаток.
Законом установлены сроки удовлетворения отдельных требований потребителя. Так, продавец должен незамедлительно удовлетворить следующие обоснованные требования потребителя:
уценка товара; возмещение расходов на устранение недостатков товара; возврат денежных сумм, уплаченных за товар (максимальный срок для удовлетворения данных требований не может превышать семи дней, а при необходимости проведения экспертизы – четырнадцати дней);
ремонт, устранение недостатков товара продавцом (максимальный срок – четырнадцать дней);
замена товара ненадлежащего качества (максимальный срок – четырнадцать дней, а в случае отсутствия товара на момент обращения потребителя – один месяц);
возмещение потребителю убытков, причинённых в связи с недостатками товара (максимальный срок – семь дней со дня подтверждения потребителем размера убытков).
За нарушение сроков рассмотрения обоснованных требований потребителей ст.26 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность продавца в виде неустойки в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки.
Если претензия, предъявленная продавцу, осталась без рассмотрения, либо результаты её рассмотрения потребителя не устраивают, последний вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в суд.
Тамара САМОНЧИК,
уполномоченный
по защите прав потребителей райисполкома