В начале октября средняя школа № 5 отмечает своё 50-летие.
В этой школе я проработала более 10-ти лет заместителем директора по учебной работе. Первым директором школы был Борис Филимонович Сивко, заслуженный учитель БССР, добрый, чуткий, внимательный человек, настоящий интеллигент. Ученики нескольких поколений помнят замечательные уроки, которые давали Фёдор Порфирьевич Седько, Николай Маркович Юдашкин, Анна Александровна Горская, Евдокия Петровна Гаврилова. Это люди, беззаветно преданные любимому делу – делу воспитания подрастающего поколения. Отмечу, что в решении всех вопросов, касающихся воспитания и образования учащихся, имела место сплоченность между администрацией школы, партийной и проф-союзной организациями. 25 лет секретарем партийной организации школы являлась учительница математики А.А. Горская – умная, добрая, справедливая, обаятельная, деловая, посвятившая всю свою жизнь делу образования и воспитания учащихся. Она являлась образцом для подражания и детям, и молодым учителям.
Коллективу педагогов была присуща высокая ответственность и взаимовыручка. Это я чувствовала в период становления меня как завуча. Поддержку оказывали бывший тогда директор школы Александр Януарович Хартанович, Николай Маркович Юдашкин и многие другие. Они учили новому для меня делу, подсказывали, предостерегали, советовали. Я безгранично благодарна заслуженной учительнице БССР Евдокии Петровне Гавриловой. С первых дней моей работы она, можно сказать, заботливо опекала молодого коллегу, очень доброжелательно направляла, помогала. Кстати, это изумительный педагог. Очень много делала Евдокия Петровна для военно-патриотического воспитания школьников. Она вместе с учениками на протяжении ряда лет собирала самые разные материалы для школьного музея боевой славы, создавала его. Это был огромный объем работы. Сюда входила и поисковая работа: уточнение мест захоронения погибших воинов при освобождении Речицы в ноябре 1943 года. Были налажены хорошие связи с ветеранами 20-й отдельной истребительной Сталинградской Речицкой Краснознамённой орденов Кутузова и Суворова артиллерийской бригады, которая участвовала в освобождении Речицы и района. Несколько раз школа принимала гостей – воинов-освободителей. Торжественно проводились такие встречи, учащиеся не только слушали ветеранов, задавали им вопросы, но и готовили концерты, своими руками мастерили для ветеранов сувениры и вручали их. Е.П. Гаврилова умело направляла действия следопытов, ребята зажигались поисковой работой.
Обладая обширными знаниями по своему предмету – русский язык и литература, – Евдокия Петровна длительное время возглавляла методическую работу городской секции учителей-словесников, проводила открытые уроки для учителей города.
Весь педколлектив много трудился при переходе на кабинетную систему обучения, сосредоточив созданный силами учителей и учащихся раздаточный материал, наглядные пособия, технические средства обучения. Хороший кабинет белорусского языка и литературы создала Нина Ивановна Сипоченко, наполнив его раздаточным материалом, и постоянно его использовала с учетом индивидуальных способностей школьников.
Притягивал ребят и кабинет химии. Учительница Алла Александровна Берендеева, обладая педагогическим тактом, умело передавала знания ученикам: с помощью опытов скучные формулы оживали и превращались в доступные и понятные явления. Этим можно объяснить интерес учеников к предмету и их уважительное отношение к преподавателю химии.
Наиболее насыщенным по использованию технических средств являлся кабинет физики. Учитель физики Геннадий Тимофеевич Козел умел найти подход к каждому ученику, мог увлечь способных ребят занятиями в кружке по физике, где они получали углубленные знания.
Кто силён в математике, тот силён и в жизни. Многие воспринимают это убеждение как аксиому. Как решить математическую задачу? Не всегда просто. Учителя математики Галина Павловна Орловская, Нина Петровна Боборикина, Владимир Ильич Половинко свою любовь к точным наукам передавали детям, учили их пользоваться новейшими техническими средствами, вели кружковую работу и решали, решали, решали. Например, Н.П. Боборикина использовала эффективно метод индивидуального подхода к каждому ученику. Изготавливала и постоянно использовала в работе карточки с заданиями различной степени трудности.
Насыщенно и интересно проходили уроки биологии у Тамары Николаевны Аристовой. Дополнительно к учебному материалу учащиеся готовили небольшие, но очень существенные сообщения по теме урока, используя дополнительную литературу, энциклопедию.
Видное место в педагогическом коллективе занимала супружеская пара учителей Марченко. Зоя Петровна преподавала физику. Она любила спорт и постоянно занималась на стадионе. Вместе со своим супругом Олегом Александровичем они вырастили замечательных детей, которым привили любовь к спорту, теперь они – известные спортсмены.
Нередко первый учитель – это главный учитель в жизни, тот, кому подражает ученик. Для многих ребят учителя начальных классов Вера Емельяновна Новикова, Светлана Андреевна Гриб и Нина Григорьевна Светогор такими и являются.
Хочется сказать и об эстетическом воспитании школьников. Этими вопросами больше всех занималась учитель музыки и пения Зинаида Ефимовна Мацкевич. (Она руководила городским метод-объединением учителей музыки и пения.) Обладая прекрасными вокальными данными, она являлась постоянным участником хорового коллектива ГДК. В школе под руководством З.Е. Мацкевич готовили и проводили различные музыкальные вечера, конкурсы и др., а уроки пения были эмоциональной разгрузкой школьников. Сейчас Зинаида Ефимовна возглавляет ветеранов труда СШ № 5.
Считаю, что большое значение в воспитательном процессе имел университет педагогических знаний для родителей. Он, функционировавший при школе, работал раз в месяц. На занятиях педагоги читали родителям лекции о правильном воспитании детей, давали рекомендации на этот счёт, отвечали на интересующие вопросы. Опыт работы университета педагогических знаний изучен и обобщён.
Хочу сказать, что нынешний состав педколлектива школы достойно продолжает традиции предшествующих поколений учителей.
Александра ЕЛИЗАРЕНКО
Слово о ветеранах-педагогах
Мы – ветераны педагогического труда – вспоминаем таких замечательных завучей СШ № 5, как Янина Степановна Селенчик и Александра Михайловна Елизаренко.
Александра Михайловна пришла в школу весьма подготовленным учителем, знающим не только свой предмет. Но, главное, ей присущи были такт и уважение к коллегам. Посещая уроки учителей, изучая их работу как предметников, она по-деловому подходила к разбору посещенных занятий. И делала это всегда деликатно, тактично.
Янина Степановна около 15 лет работала завучем по воспитательной работе. Энергичная, деятельная личность – она все свои силы и знания направляла на воспитание школьников, организовывала самые различные мероприятия, способствующие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию учащихся, находя новые методы и форматы. Она умела увлечь ребят интересным делом. Свои подходы были у нее и в работе с «трудными» подростками и их родителями. Это дало свои результаты: отмечалось уменьшение правонарушений учащихся школы. Но главное то, что Я.С. Селенчик доверяли ребята. И теперь, встречая свою учительницу на улицах города, ее бывшие ученики всегда рассказывают ей о своей личной жизни и успехах, советуются.
Большой вклад в учебно-воспитательный процесс внесли Галина Вячеславовна Гриб, Тамара Ивановна Ницко, Зинаида Ефимовна Мацкевич, бывший директор Раиса Михайловна Островская, замдиректора по учебной работе Лариса Ивановна Гергенсон и другие.
По поручению совета ветеранов школы
Зинаида МАЦКЕВИЧ
"Дняпровец"