Вопросы торговли и услугВОПРОС-ОТВЕТВОПРОС-ОТВЕТ16 октября 2019. Разместил: info |
Вопрос: Обязан ли продавец, реализующий нательное белье в торговом объекте обеспечить возможность его примерки? Ответ: Согласно подпункту 1.3 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон), потребитель имеет право на свободный выбор товаров. В соответствии с пунктом 3 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением №703 (далее – Правила), порядок и условия продажи товаров, осуществления общественного питания устанавливаются продавцами самостоятельно, если иное не определено Правилами и (или) актами законодательства. Законодательство не содержит запрет на примерку нательного белья, как и любых других видов одежды, порядок и условия их примерки в законодательстве не установлены. В настоящее время продавец вправе самостоятельно установить порядок продажи товаров, в том числе ограничения на примерку нательного белья. Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 10 Закона продавец (изготовитель) обязан оказывать содействие потребителю в свободном выборе товара. Кроме того, в соответствии с пунктом 56 Правил продавец обязан обеспечить покупателям швейной и трикотажной одежды, головных уборов условия для их примерки. В целях предотвращения конфликтных ситуаций с покупателями рекомендован порядок и условия примерки одежды, включая ограничения на примерку каких-либо изделий, утверждать локальным нормативным правовым актом и своевременно в доступных форме и месте доводить его до сведения покупателей (потребителей).
Вопрос: Часто при заказе услуг по ремонту телефонов и иной бытовой техники в мастерской потребители указывают недостоверную информацию о себе (особенно ФИО и место жительства). Поэтому просим разъяснить, какие документы должны быть у физического лица при заказе услуг (паспорт или иной документ удостоверяющий личность)? Имеет ли право мастерская отказать в оказании услуги, если у потребителя нет документов, удостоверяющих личность? Ответ: Правила бытового обслуживания потребителей, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1590 (далее – Правила) не требуют предоставления документов, удостоверяющих личность, при оформлении заказов. Основания для отказа в оформлении заказа установлены в пункте 10 Правил. Отсутствие документа, удостоверяющего личность, к ним не относится. Однако в силу пункта 13 Правил при утрате потребителем документа, подтверждающего заказ, изделие выдается потребителю на основании письменного заявления по предъявлению документа, удостоверяющего личность потребителя (в соответствии с пунктом 11 Правил в документе, подтверждающем заказ, указывается фамилия, имя, отчество и место жительства потребителя, контактный телефон – имеется в виду те данные, которые потребитель указывает сам). Таким образом, документ, удостоверяющий личность, потребитель должен предъявлять исполнителю лишь при утрате документа, подтверждающего заказ. Вернуться назад |