ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ       ru   be   en   de  
Поиск по сайту :
telegram   telegram   telegram   telegram   instagram
 
 
Речица.BY » Социальная сфера » О случаях аварийности и травматизма в Гомельской области при эксплуатации грузоподъемных кранов в 2019 году
О случаях аварийности и травматизма в Гомельской области при эксплуатации грузоподъемных кранов в 2019 году
29 января 2020

В течение 2019 года в Гомельской области при эксплуатации грузоподъемных кранов произошли 3 несчастных случая, приведшие в двух случаях – к тяжелым производственным травмам, в одном – к смерти работника, и 1 инцидент; в 2018 году – 4 несчастных случая с тяжелыми производственными травмами, 1 авария и 1 инцидент. 

 

 

Одной из основных причин несчастных случаев по-прежнему остается «человеческий фактор», который выражается в недостаточной квалификации работников предприятий (организаций), нарушении требований безопасности и производственной дисциплины.

Обстоятельства и причины несчастных случаев

03.04.2019 каменщиком ПМК № 43 филиала ОАО «Гомельский объединенный строительный трест» на объекте строительства «40-квартирный жилой дом в микрорайоне № 10 г. Житковичи» выполнялись работы по монтажу плит перекрытия строящегося жилого дома. Монтаж плит производился башенным краном.

После укладки очередной плиты, каменщик отцепил строп от траверсы и остался на плите. Неожиданно балка траверсы самопроизвольно наклонилась в сторону каменщика и столкнула его с плиты перекрытия. В результате падения работник получил тяжелую производственную травму.

Причинами несчастного случая явились: допуск к обслуживанию грузоподъемного крана работника, не имеющего соответствующей выполняемой работе профессии («стропальщик»), неудовлетворительная организация производства строительно-монтажных работ.

14.06.2019 в ОАО «Гомельский литейный завод «ЦЕНТРОЛИТ» машинист мостового крана, не убедившись в отсутствии на кране и крановых путях ремонтного персонала, произвел перемещение крана в направлении, где на крановом пути находился слесарь-ремонтник, выполнявший работы по ремонту крана. В результате наезда ходовым колесом крана он получил тяжелую производственную травму (открытый перелом обеих костей левой голени).

Причинами несчастного случая явилось нарушение работниками требований технических нормативных правовых актов (ТНПА), локальных нормативных правовых актов (ЛНПА): машинист крана перед началом работы не убедился в отсутствии на кране и крановых путях ремонтного персонала, не получил письменное разрешение на пуск крана в работу с записью в вахтенном журнале лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами; выполнение ремонтных работ, задание на которые не выдавалось ответственным лицом (ремонт крана без наряда-допуска) и другие нарушения ТНПА и ЛНПА.

13.09.2019 при проведении работ по монтажу временной линии электропередачи на прискважинной площадке № 24, расположенной вблизи   н.п. Бобренята Мозырского района, машинист крана при перемещении подкоса (опоры), находившейся вертикальном положении, допустил его столкновение с ранее установленной опорой. В результате столкновения произошло повреждение стропа и падение опоры (подкоса), которой был смертельно травмирован электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Мозырского участка буровых работ филиала «Молодечненское управление буровых работ» ОАО «Газпром трансгаз Беларусь».

Причинами несчастного случая явились: ошибочные действия машиниста при управлении краном, приведшие к столкновению груза с предметом, находящимся на траектории его перемещения к месту установки; использование приспособления для грузоподъемных операций не соответствующего по грузоподъемности и характеру перемещаемого груза, нарушение схемы строповки груза, предусмотренной проектом производства работ; выполнение работы, задание на которую не выдавалось лицом, ответственным за безопасное производство работ грузоподъемными кранами.

Обстоятельства и причины инцидента

21.02.2019 на строительном объекте в г. Гомеле произошел инцидент с башенным краном КБ-405-1А, принадлежащим ОАО «Гомельский ДСК».

Машинист крана, не произведя перед началом работы осмотр и проверку исправности крана, решил подъемом контрольного груза проверить ограничитель нагрузки крана (ОНК), не поставив в известность об этом ответственного за безопасное производство работ краном.

Согласно оперативной информации регистратора параметров ОНК машинист крана начав подъем груза на вылете R=13,88 м при загрузке ОНК на 75%, постепенно уменьшает вылет. При достижении минимально допустимого вылета R=13,06 м ОНК запрещает операцию уменьшения вылета, но, несмотря на это, автоматическая остановка механизма изменения вылета стрелы не происходит, а операция уменьшения вылета продолжается до R=3,67 м.  При таком вылете (угол подъема стрелы составил – 740) происходит контакт (столкновение) верхнего пояса стрелы с монтажной стойкой, что приводит к местной деформации верхнего пояса, и как следствие, к снижению его несущей способности.

Справочно: для данной модели крана минимальный вылет составляет   13 м, максимально допустимый угол подъема стрелы 650.

Не убедившись в отсутствии повреждений стрелы, крановщик увеличивает вылет до R=15,08 м и производит подъем контрольного груза. При достижении загрузки крана 82% происходит изгиб и частичное разрушение металлоконструкций основания стрелы и соседней секции.  

Технические причины инцидента:

неисправность ограничителя рабочих движений механизма изменения вылета стрелы; неисправность ограничителя нагрузки крана ОНК-160Б.

Организационные причины инцидента:

нарушение машинистом крана требований руководства по эксплуатации крана, локальных нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, выразившееся в том, что: перед пуском крана в работу не опробовал вхолостую все механизмы крана и не проверил при этом исправность действия механизмов крана, тормозов, электрической аппаратуры, приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране (конечных выключателей, ОНК); производил проверку ОНК контрольным грузом при отсутствии лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;

не выполнение ответственными лицами обязанностей по обеспечению содержания грузоподъемного крана в исправном состоянии. При расследовании инцидента установлено, что проверка исправности башенного крана ответственными лицами проводилась формально, имели место случаи внесения в эксплуатационные документы записей о проведении регламентных работ по обслуживанию и наладке башенного крана и приборов безопасности, которые фактически не проводились;

отсутствие (не разработана) производственной инструкции для машинистов башенных кранов, которая разрабатывается в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации организации-изготовителя крана и должна содержать детальные указания о порядке и объеме выполняемых работ, в том числе порядок осмотра и проверки состояния устройств и приборов безопасности крана перед началом работы. 

Результаты специальных расследований несчастных случаев показывают, что их причины носят организационный характер и обусловлены действиями (бездействием) должностных лиц и обслуживающего персонала, нарушением производственной дисциплины. В ОАО «Гомельский литейный завод «ЦЕНТРОЛИТ», в филиале «Молодечненское управление буровых работ» ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», работники выполняли работы, на которые задание им не выдавалось. Такие факты, когда работники самостоятельно принимают решение о производстве работ, свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии трудовой дисциплины.

Ремонт и техническое обслуживание грузоподъемных кранов, строительно-монтажные, погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые с использованием грузоподъемных кранов, относятся к работам с повышенной опасностью. Для обеспечения безопасности работников до начала выполнения этих работ необходимо осуществить ряд обязательных организационных и технических мероприятий, которые, как правило, не требуют финансовых затрат.

Обеспечение безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов, в том числе при обслуживании, ремонте, производстве работ с их использованием, зависит от каждого работника предприятия (организации): от руководителей и специалистов до рабочих.


 (голосов: 1)
 

 
Адрес:
247500 г.Речица, пл.Октября, 6
Телефон: (+3752340) 3 41 71
Факс: (+3752340) 3 76 46

Республика Беларусь
Официальные документы
Защита прав потребителей
























Единый день безопасности

Помогут

Помогут
Опрос по изучению мнения населения по вопросу организации нового маршрута в г. Речица

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ