
Одной из актуальных проблем в современном обществе является сохранение жизни и здоровья детей, в связи с чем, внимание к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма возрастает с каждым годом. Причины, послужившие возникновению ДТП - различны, как и сами происшествия.
Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка на дороге, в том числе во время игр на улице. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда – отсутствие чувства опасности. Поэтому одна из основных задач родителей и взрослых в целом – предупреждение детского травматизма.
Главная причина, из-за которой дети попадают под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы. Выработать их можно только в реальных условиях улицы. Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах, являющегося основой выполнения Правил дорожного движения.
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения:
- Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
- Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожными знаками и разметкой.
- Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
- Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
- Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
- Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, ‑ это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
- Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Что касается велосипедного травматизма: каждый родитель, прежде чем купить своему ребенку велосипед, должен обучить ребенка Правилам безопасного поведения на дороге при управлении велосипедом. Никто не может заменить родителей при обучении ребенка дисциплинированному поведению на дороге, соблюдению им правил безопасности.
Вы должны объяснить своему ребенку до 14 лет основные правила:
– кататься на велосипедах необходимо во дворах, в жилой зоне, на стадионах и специально отведенных местах, где невозможного появление транспортных средств;
‑ запрещено двигаться на велосипеде, не держась за руль и (или) не держа ноги на педалях;
– ездить необходимо по специальным велосипедным дорожкам, а если их нет – по тротуарам, не мешая пешеходам.
Проезжая часть дороги – не место для езды на велосипеде!! Выезжать на велосипеде на проезжую часть дороги, в случае необходимости, разрешено только детям, достигшим 14 лет.
При движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на велосипеде должны быть включены: спереди – фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет. При этом вне населенных пунктов велосипедист ДОЛЖЕН БЫТЬ ОДЕТ В ОДЕЖДУ ПОВЫШЕННОЙ ВИДИМОСТИ СО СВЕТОВОЗВРАЩАЮЩИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ (за исключением движения по велосипедной дорожке).
Не менее важной для безопасности велосипедиста является велоэкипировка. В настоящее время в продаже имеются защитные шлемы, накладки на локтевые и коленные суставы. Конечно же, это не решит всех возможных проблем на дороге, но существенно снизит получение возможных травм.
Далее, водители, осуществляющие перевозку детей в своих транспортных средствах, также должны помнить, что судьбу ребенка в аварийной ситуации определяет то, КАК ОН СИДИТ В АВТОМОБИЛЕ. Ведь зачастую можно наблюдать, как ребенок даже не сидит, а стоит за спиной у папы-водителя или мамы-пассажира, а может и наоборот, или между двух передних кресел автомобиля. В таком положении малышу открывается великолепный вид через лобовое стекло и одновременно заканчивается его безопасность.
Согласно п. 178 Правил дорожного движения перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием:
‑ детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, – в возрасте до пяти лет;
‑ детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, – в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Так же запрещена перевозка детей до двенадцати лет на заднем сиденье мотоцикла, мопеда.
Допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования детских удерживающих устройств, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.
Дети-водители – отдельная категория несовершеннолетних, которые входят в особую группу риска. Задача родителей – объяснить детям, что ни в коем случае нельзя садиться за руль ради развлечения, не имея права управлять транспортным средством.
Родители должны знать и понимать, что обучать управлению механическим транспортным средством в индивидуальном порядке разрешается только на площадках или автодромах, закрытых для дорожного движения, при этом обучающий должен иметь водительское удостоверение и стаж управления транспортным средством не менее двух лет. Кроме того, само транспортное средство должно быть соответствующим образом оборудовано. В противном случае человек будет привлечен к ответственности.
Напоминаем, что участвовать в дорожном движении на мопеде (скутере) разрешается с 16-летнего возраста ТОЛЬКО при наличии водительского удостоверения!
Как получить? Будущий водитель может самостоятельно изучить ПДД, пройти медицинское освидетельствование, получить медицинскую справку и по достижении 16 лет сдать теоретический экзамен в ГАИ. После успешной сдачи он получит водительское удостоверение на управление мопеда (скутера) категории «АМ».
Родители! Будьте внимательны к своим несовершеннолетним детям! Вы должны знать, где находится Ваш ребенок и чем он занимается. Чаще проводите с ними беседы о правилах поведения на дороге и вблизи нее. Объясняйте, какую угрозу несет за собой проезжая часть.
УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!
Обеспечить своим детям безопасное и счастливое детство – одна из главных задач, которая стоит перед каждым родителем! Чтобы уберечь ребенка от возможной беды, взрослым необходимо постоянно повторять с детьми и разъяснять им главные правила безопасного поведения на дороге и вблизи нее! Но, помимо этого, для ребенка нужно быть еще и достойным примером для подражания. С малых лет родитель – это авторитет для детей, и они всё повторяют за нами, взрослыми!
Не зная правил безопасного поведения на улице, дети подвергают свою жизнь и здоровье опасности, забывая о том, что, участвуя в процессе дорожного движения, они должны соблюдать Правила дорожного движения и ни в коем случае не создавать аварийно-опасных ситуаций на дороге.
Начальник ОВД
Речицкого райисполкома
В.Н.Прокопенко 26.09.2025