Часто можно услышать от родителей фразу: «Я не понимаю своего ребенка, чем он дышит, что в его голове?». Мы любим своих детей и хотим как можно чаще быть с ними рядом. Конечно, неплохо было бы и понимать, что движет их поступками, изменениями в поведении. В этом может помочь знание небольших психологических особенностей вашего ребенка.
Визуал, аудиал, кинестетик – эти слова означают особенности восприятия и переработки информации людьми различного возраста.
Визуал – человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения. Аудиал – тот, кто получает основную информацию через слух. Кинестетик – человек, воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими, в успешности обучения, получения новых навыков и умений. Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации? Нам, родителям, достаточно просто понаблюдать за своим ребенком.
Малыш-визуал при восприятии информации больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если ему предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Дети-визуалы любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. Такие детки предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку. Для ребенка-визуала важно, что на нем одето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки; девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Такой малыш первым делом запомнит и расскажет, кто и в чем пришел сегодня в садик, у кого на площадке была самая яркая игрушка. Визуал довольно аккуратен (для своего возраста). Он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, некрасивыми. В общении со сверстниками ребенок-визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру), может подолгу играть один. В воспитании такого ребенка необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Визуалы в своей речи употребляют существительные, глаголы, прилагательные, связанные со зрением: смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, красочный, яркий, как видите.
Малыш-аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры, обсуждать, доказывать. Умеет убеж-дать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любят. Дети-аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений. Для аудиала характерно употребление в речи слов, связанных со слуховым восприятием: голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, беззвучный.
Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика. Такой ребенок много двигается, обычно рано начинает ходить, любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Малыш-кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны прикосновения и объятия, поэтому чаще ласкайте, прижимайте к себе, целуйте, старайтесь меньше употреблять любимую родителями фразу «не трогай!». Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства, ощущения: схватывать, мягкий, теплый, шелковистый, прикосновение, хороший нюх, ароматный, гибкий.
Еще есть некоторые особенности в поведении детей различных типов. Ребенку-кинестетику трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает. Малыш-визуал помнит то, что видел, запоминает картинами, у него хорошо развито образное мышление. Малыш-аудиал запоминает то, что обсуждал, когда слушает. Малыш-кинестетик помнит общее впечатление, запоминает двигаясь, ощупывая, нюхая, пробует на вкус. Замечания родителей воспримутся лучше, если: визуалу – покачать головой, погрозить пальцем; аудиалу сказать шепотом «ш-ш-ш», «тише»; кинестетику положить руку на плечо.
Учитесь понимать друг друга, тогда в вашей жизни и в жизни ваших детей будет намного меньше проблем.
Тамара ТАРАСОВА,
педагог-психолог Речицкого районного лицея
Тест. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ПРЕДПОЧИТАЕМОЙ СИСТЕМЫ
Отметьте все варианты ответов, которые Вам подходят:
1. Когда у меня есть свободное время, я предпочитаю…
А) смотреть телевизор, видео или пойти в кино;
Б) слушать музыку, радио или читать;
В) заняться спортом, рукоделием, что-то мастерить.
2. В других людях я прежде всего замечаю…
А) как они выглядят или одеты;
Б) как звучит их голос;
В) как они двигаются, их позу и походку.
3. Я лучше всего обучаюсь, когда…
А) кто-то показывает мне, как надо делать;
Б) получаю словесные инструкции;
В) пробую делать «своими руками»;
4. Пытаясь ориентироваться в незнакомом городе, я предпочитаю…
А) использовать карту;
Б) спрашивать дорогу;
В) доверяю своим ощущениям при выборе направления;
5. Я предпочитаю книги и журналы, в которых…
А) много иллюстраций;
Б) обсуждаются интересные темы;
В) представлены темы спорта, активных видов деятельности, ремесел;
6. Когда мне предстоит сделать много дел, я…
А) составляю список или представляю себя, делающего эти дела;
Б) постоянно напоминаю себе о еще не сделанных делах;
В) чувствую дискомфорт, если не закончу основные дела;
7. Когда я разговариваю с кем-либо, я…
А) стараюсь увидеть, о чем говорит собеседник;
Б) тщательно прислушиваюсь, чтобы услышать, что говорит собеседник;
В) стараюсь почувствовать, о чем говорит собеседник;
8. При решении проблемы я…
А) рассматриваю альтернативные варианты, пока не получу ясную картину;
Б) рассуждаю о новых вариантах, пока не услышу гармоничное решение;
В) перебираю варианты, пока все кусочки не состыкуются вместе;
9. Я предпочитаю находиться в местах, где…
А) есть на что и на кого посмотреть;
Б) можно наслаждаться музыкой, беседой или тишиной;
В) есть пространство для движения.
Подсчитайте число отмеченных вариантов.
А – визуальная репрезентативная система.
Б – аудиальная репрезентативная система.
В – кинестетическая репрезентативная система.
"Дняпровец"