Профилактика буллинга в подростковой среде, в том числе в интернет-пространстве » Речица.BY - Официальный сайт
 
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ       ru   be   en   de  
Поиск по сайту :
telegram   telegram   telegram   telegram   instagram
 
 
Речица.BY » Новости района » Профилактика буллинга в подростковой среде, в том числе в интернет-пространстве
Профилактика буллинга в подростковой среде, в том числе в интернет-пространстве
08 октября 2025

Проблема буллинга в среде несовершеннолетних сегодня вызывает все большую озабоченность общественности в связи с распространенностью данного явления и его опасностью для физического и психического здоровья. Буллинг определяется как насилие, физическое или психологическое, осуществляемое одним человеком или группой, направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации. Акты насилия в отношении одного лица или группы лиц могут быть однократными или повторяться в течение продолжительного времени. Важно уметь отличать буллинг от конфликта, так как в случае с первым мы имеем дело с неравенством сил участников, в силу чего жертва не может оказать сопротивление.

Буллинг — это целенаправленное, повторяющееся агрессивное поведение, направленное на унижение, запугивание или исключение человека из социальной группы. Он может проявляться в разных формах:

  • Физический буллинг: удары, толчки, порча имущества
  • Вербальный буллинг: оскорбления, насмешки, угрозы
  • Социальный буллинг: изоляция, распространение слухов, игнорирование
  • Кибербуллинг: травля через интернет, соцсети, мессенджеры.

Буллинг — это не просто "детские разборки". Это серьезная проблема, которая может привести к тревожности, депрессии, суицидальным мыслям и другим психоэмоциональным последствиям.

Буллинг — это симптом более глубокой социальной и психологической проблемы. Основные причины:

  • Низкий уровень эмпатии и эмоционального интеллекта
  • Стремление к доминированию и контролю
  • Личностные комплексы агрессора
  • Отсутствие позитивных моделей поведения
  • Толерантность к агрессии в обществе и медиа.

Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу?

Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и т.д.).

Ваши действия — алгоритм для родителей:

ГЛАВНОЕ: ВЫСЛУШАЙТЕ И ПОДДЕРЖИТЕ. Самое важное, что вы можете сделать — это дать ребенку понять, что вы на его стороне. Не перебивайте, не обвиняйте («сам виноват», «надо было дать сдачи»), не преуменьшайте («ерунда, разберитесь сами»). Скажите: «Я тебе верю. Это не твоя вина. Я тебе помогу». Эти слова — лучшее лекарство.

СОХРАНЯЙТЕ СПОКОЙСТВИЕ. Ваша паника и ярость напугают ребенка еще больше. Вы — взрослый, и именно вы должны стать «капитаном» в этой ситуации.

СОБЕРИТЕ ИНФОРМАЦИЮ. Аккуратно выясните у ребенка детали: кто, как, когда, при каких обстоятельствах, есть ли свидетели.

ОБРАТИТЕСЬ В ШКОЛУ. Ваш первый союзник — классный руководитель. Затем — школьный психолог и администрация (завуч, директор). Идите не с обвинениями, а с запросом на помощь: «У нас возникла такая проблема, давайте вместе искать решение». Настаивайте на встрече с родителями обидчика только в присутствии педагога.

НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ОТВЕЧАТЬ. Не физической силе (это может усугубить), а уверенному поведению:

Игнорировать: не реагировать на провокации. Обидчику нужна реакция, без нее это неинтересно.

Отвечать спокойно и твердо: отработайте с ребенком фразы, которые можно сказать, не теряя лица: «Ну и что», «Спасибо за мнение, учту», «Мне не нравится этот разговор, я его прекращаю», «Это твоя очка зрения, у меня по этому поводу своя имеется», «И зачем ты это сказал?», «Хочешь меня обтдеть?» и т.п. Обращаться за помощью. Объясните, что просить помощи у взрослых — это не ябедничество, а самозащита.

ОБЕСПЕЧЬТЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ВНЕ ШКОЛЫ. Убедитесь, что ребенок не ходит один в безлюдных местах. По возможности встречайте его из школы.

ОБРАТИТЕСЬ К ПСИХОЛОГУ. Профессиональная помощь поможет ребенку пережить травму, восстановить самооценку и вернуть веру в себя. Это критически важно, особенно если вы видите, что в основе уязвимости ребенка могут лежать и ваши семейные модели поведения (как в примерах выше). Психолог поможет проработать их всей семье.

Родителям (законным представителям) обучающихся 10-12 лет необходимо:

  1. Создать, совместно с ребенком, список домашних правил пользования интернетом и контролировать их выполнение.
  2. Убедить ребенка, что родители (законные представители) наблюдают за ним потому, что беспокоятся о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
  3. Создать ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
  4. Контролировать использование ребенком только сайтов из «белого» списка, созданного совместно с ним. 
  5. Обсудить с ребенком важность периодического предоставления доступа к его личной электронной почте; помочь защититься от спама; научить не выдавать в интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
  6. Обговорить с ребенком важность согласования с родителями (законными представителями) передачу какой-либо информации (в том числе, личных данных) средствами электронной почты, чатов в мессенджерах, систем быстрого обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей, регистрации на интернет-конкурсы, интернет-олимпиады и др. 
  7. Объяснить ребенку опасность самостоятельной загрузки программ или приложений, аргументируя тем, что они могут случайно загрузить вирусы или нелицензионное программное обеспечение, которое отрицательно скажется на работе устройства. 
  8. Завести собственный личный аккаунт в той социальной сети, где имеет аккаунт ребенок, отправить запрос на подписку и войти в круг его сетевых «друзей» (или подписчиков). Систематически анализировать контакты ребенка, публикации, комментарии к ним. Беседовать с ребенком о его друзьях из интернет-пространства так же, как если бы речь шла о друзьях из реальной жизни. Убедить ребенка никогда не соглашаться на личные встречи с ними.
  9. Контролировать переписку ребенка через социальные сети с помощью функции «Родительский контроль», что позволит сформировать списки контактов, переписка с которыми может быть разрешена или запрещена следующими способами:
  • задать ключевые слова, наличие которых будет проверяться в сообщениях;
  • указать личную информацию, пересылка которой будет запрещена.
  1. Рассказать ребенку о таких угрозах интернет-пространства, как кибербуллинг, кибермошенничество.
  2. Обсуждать с ребенком всё, что вызывает у него неприятные чувства или дискомфорт при работе с интернет-ресурсами, убедить его сообщать о любых угрозах или тревогах, связанных с деятельностью в интернетпространстве.
  3. Объяснить ребенку меру ответственности за использование сети для хулиганства, распространения непроверенной информации или угроз.

Для родителей обучающихся 13-17 лет предыдущий перечень мер дополняется следующими мерами:

  1. Составить список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в интернете.
  2. Использовать средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
  3. Знакомиться с сайтами, которые посещает подросток.
  4. Знать, какими чатами пользуется подросток, ориентировать на использование модерируемых чатов.
  5. Напомнить подростку риски работы с личной электронной почтой, способы защиты от спама, использование специальных почтовых фильтров.
  6. Контролировать переписку подростка через социальные сети с помощью функции «Родительский контроль», что позволит сформировать списки контактов, переписка с которыми может быть разрешена или запрещена.
  7. Обсудить с подростком проблемы сетевых азартных игр и их психические, психологические, социальные, материальные и правовые последствия. 

Чтобы своевременно заметить, что несовершеннолетний стал жертвой буллинга и кибербуллинга, родители должны обратить внимание на следующие факторы:

  • беспокойное поведение подростка (депрессия и нежелание идти в школу – явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии);
  • неприязнь к интернету (в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире);
  • нервозность при получении новых сообщений (негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя;
  • ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его).

Дополнительные видео материалы по теме:


 

 
Адрес:
247500 г.Речица, пл.Октября, 6
Телефон: (+3752340) 3 41 71
Факс: (+3752340) 3 76 46

Республика Беларусь
Официальные документы
Защита прав потребителей
Защита прав потребителей




















Единый день безопасности

Помогут
Помогут
Народная пятилетка

Помогут
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ
 
 
Яндекс.Метрика