Проблема буллинга в среде несовершеннолетних сегодня вызывает все большую озабоченность общественности в связи с распространенностью данного явления и его опасностью для физического и психического здоровья. Буллинг определяется как насилие, физическое или психологическое, осуществляемое одним человеком или группой, направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации. Акты насилия в отношении одного лица или группы лиц могут быть однократными или повторяться в течение продолжительного времени. Важно уметь отличать буллинг от конфликта, так как в случае с первым мы имеем дело с неравенством сил участников, в силу чего жертва не может оказать сопротивление.
Буллинг — это целенаправленное, повторяющееся агрессивное поведение, направленное на унижение, запугивание или исключение человека из социальной группы. Он может проявляться в разных формах:
- Физический буллинг: удары, толчки, порча имущества
- Вербальный буллинг: оскорбления, насмешки, угрозы
- Социальный буллинг: изоляция, распространение слухов, игнорирование
- Кибербуллинг: травля через интернет, соцсети, мессенджеры.
Буллинг — это не просто "детские разборки". Это серьезная проблема, которая может привести к тревожности, депрессии, суицидальным мыслям и другим психоэмоциональным последствиям.
Буллинг — это симптом более глубокой социальной и психологической проблемы. Основные причины:
- Низкий уровень эмпатии и эмоционального интеллекта
- Стремление к доминированию и контролю
- Личностные комплексы агрессора
- Отсутствие позитивных моделей поведения
- Толерантность к агрессии в обществе и медиа.
Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу?
Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и т.д.).
Ваши действия — алгоритм для родителей:
ГЛАВНОЕ: ВЫСЛУШАЙТЕ И ПОДДЕРЖИТЕ. Самое важное, что вы можете сделать — это дать ребенку понять, что вы на его стороне. Не перебивайте, не обвиняйте («сам виноват», «надо было дать сдачи»), не преуменьшайте («ерунда, разберитесь сами»). Скажите: «Я тебе верю. Это не твоя вина. Я тебе помогу». Эти слова — лучшее лекарство.
СОХРАНЯЙТЕ СПОКОЙСТВИЕ. Ваша паника и ярость напугают ребенка еще больше. Вы — взрослый, и именно вы должны стать «капитаном» в этой ситуации.
СОБЕРИТЕ ИНФОРМАЦИЮ. Аккуратно выясните у ребенка детали: кто, как, когда, при каких обстоятельствах, есть ли свидетели.
ОБРАТИТЕСЬ В ШКОЛУ. Ваш первый союзник — классный руководитель. Затем — школьный психолог и администрация (завуч, директор). Идите не с обвинениями, а с запросом на помощь: «У нас возникла такая проблема, давайте вместе искать решение». Настаивайте на встрече с родителями обидчика только в присутствии педагога.
НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ОТВЕЧАТЬ. Не физической силе (это может усугубить), а уверенному поведению:
Игнорировать: не реагировать на провокации. Обидчику нужна реакция, без нее это неинтересно.
Отвечать спокойно и твердо: отработайте с ребенком фразы, которые можно сказать, не теряя лица: «Ну и что», «Спасибо за мнение, учту», «Мне не нравится этот разговор, я его прекращаю», «Это твоя очка зрения, у меня по этому поводу своя имеется», «И зачем ты это сказал?», «Хочешь меня обтдеть?» и т.п. Обращаться за помощью. Объясните, что просить помощи у взрослых — это не ябедничество, а самозащита.
ОБЕСПЕЧЬТЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ВНЕ ШКОЛЫ. Убедитесь, что ребенок не ходит один в безлюдных местах. По возможности встречайте его из школы.
ОБРАТИТЕСЬ К ПСИХОЛОГУ. Профессиональная помощь поможет ребенку пережить травму, восстановить самооценку и вернуть веру в себя. Это критически важно, особенно если вы видите, что в основе уязвимости ребенка могут лежать и ваши семейные модели поведения (как в примерах выше). Психолог поможет проработать их всей семье.
Родителям (законным представителям) обучающихся 10-12 лет необходимо:
- Создать, совместно с ребенком, список домашних правил пользования интернетом и контролировать их выполнение.
- Убедить ребенка, что родители (законные представители) наблюдают за ним потому, что беспокоятся о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
- Создать ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
- Контролировать использование ребенком только сайтов из «белого» списка, созданного совместно с ним.
- Обсудить с ребенком важность периодического предоставления доступа к его личной электронной почте; помочь защититься от спама; научить не выдавать в интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
- Обговорить с ребенком важность согласования с родителями (законными представителями) передачу какой-либо информации (в том числе, личных данных) средствами электронной почты, чатов в мессенджерах, систем быстрого обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей, регистрации на интернет-конкурсы, интернет-олимпиады и др.
- Объяснить ребенку опасность самостоятельной загрузки программ или приложений, аргументируя тем, что они могут случайно загрузить вирусы или нелицензионное программное обеспечение, которое отрицательно скажется на работе устройства.
- Завести собственный личный аккаунт в той социальной сети, где имеет аккаунт ребенок, отправить запрос на подписку и войти в круг его сетевых «друзей» (или подписчиков). Систематически анализировать контакты ребенка, публикации, комментарии к ним. Беседовать с ребенком о его друзьях из интернет-пространства так же, как если бы речь шла о друзьях из реальной жизни. Убедить ребенка никогда не соглашаться на личные встречи с ними.
- Контролировать переписку ребенка через социальные сети с помощью функции «Родительский контроль», что позволит сформировать списки контактов, переписка с которыми может быть разрешена или запрещена следующими способами:
- задать ключевые слова, наличие которых будет проверяться в сообщениях;
- указать личную информацию, пересылка которой будет запрещена.
- Рассказать ребенку о таких угрозах интернет-пространства, как кибербуллинг, кибермошенничество.
- Обсуждать с ребенком всё, что вызывает у него неприятные чувства или дискомфорт при работе с интернет-ресурсами, убедить его сообщать о любых угрозах или тревогах, связанных с деятельностью в интернетпространстве.
- Объяснить ребенку меру ответственности за использование сети для хулиганства, распространения непроверенной информации или угроз.
Для родителей обучающихся 13-17 лет предыдущий перечень мер дополняется следующими мерами:
- Составить список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в интернете.
- Использовать средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
- Знакомиться с сайтами, которые посещает подросток.
- Знать, какими чатами пользуется подросток, ориентировать на использование модерируемых чатов.
- Напомнить подростку риски работы с личной электронной почтой, способы защиты от спама, использование специальных почтовых фильтров.
- Контролировать переписку подростка через социальные сети с помощью функции «Родительский контроль», что позволит сформировать списки контактов, переписка с которыми может быть разрешена или запрещена.
- Обсудить с подростком проблемы сетевых азартных игр и их психические, психологические, социальные, материальные и правовые последствия.
Чтобы своевременно заметить, что несовершеннолетний стал жертвой буллинга и кибербуллинга, родители должны обратить внимание на следующие факторы:
- беспокойное поведение подростка (депрессия и нежелание идти в школу – явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии);
- неприязнь к интернету (в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире);
- нервозность при получении новых сообщений (негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя;
- ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его).
Дополнительные видео материалы по теме: